Киевский суфий-акбарит - sidi Абдульхаким Герасименко - составил переводное краткое резюме статьи члена лондонского "Общества Ибн Араби" Эрика Винкеля -
"Фикх Ибн Араби. Три примера из "Футухат аль-Маккиййя". С большой благодарностью sidi Абдульхакиму выкладываем её сюда и напоминаем, что имам Мухийиддин ибн аль-Араби был величайшим законоведом захиритского мазхаба, позже уступившего своё место маликизму:
"Различным проблемам фикха только в "Футухат аль-Маккиййя" посвящено около 2000 страниц. Шейх изложил не только мнения по отдельным вопросам, но и дал развернутую методологию вынесения хукма. Поэтому можно говорить об акбаритской школе фикха.
Ибн аль-Араби, в целом, выступает против "кияса" (суждения по аналогии), в силу того, что он позволяет "логические прыжки" и формально опираясь на авторитет религиозного текста, фактически создает новый текст. К слову, осуждению у Ибн Араби подвергаются так же распространенные методы: "таавиль" и аллегория.
"Кияс" допускается только при "сужении" проблемы - например, сказаное о родителях может быть применено к отцу, а сказаное о "неуважительном отношении" - к "избинению палкой".
Основной инструмент акбаритского фикха - метафора (итибар -عتبر).
"И таким образом я открыл для вас метафору (итибар) согласно Шариату, и это - переход от формы, которая проявляется в чувственной области к тому, что взаимосвязано в вашей сущности, или со стороны Реального (Аль-Хакк), из числа того, что указывает на Аллаха (славен Он!). Это - и есть переносное значение метафоры".
Вот пример применения этого метода к вопросу о таяммуме (сухом обтирании). Основой являются слова из Корана:
«...Если же вы больны или же в пути, иль выходили по естественной нужде, иль с женщиной сношение имели и если не найдете вы воды, то совершайте омовение чистым мелким песком и оботрите им ваши лица и руки. Воистину, Аллах - Прощающий, Извиняющий» (Коран, 4:43)
Первая проблема, с которой должен иметь дело факих - это природа таямммума и его отношение к другим формам тахарата. Основные решения по этому вопросу двух типов: "символический акт" (т.е. таяммум является демонстрацией намерения) и "замена" (когда песок понимается как замена воды).
Шейх Ибн аль-Араби отклоняет эти выводы и берет за основу очевидный факт: таяммум не имеет никакого отношения к чистоте понимаемой как "незапятнанность, безупречность" (назафах), так же встает вопрос о цели тахарата (если это не чистота, в гигиеническом смысле) и об значении воды в этом ритуале.
Вот применение метода Ибн аль-Араби: вода - это познание, а познание средство приближения к Аллаху (велик Он и славен!). Даже когда познания недостаточно, мы все равно должны приближатся к Всевышнему (хвала Ему!). Земля пассивна и смиренна, она находится внизу и ее попирают даже подошвы обуви. Итак, в отсутствии воды должно быть достаточно смирения. Единственный способ приблизится к Аллаху (велик Он и славен!) когда познания недостает - это "таклид" (следование авторитету). Таким образом, таяммум перекрестно связан с таклидом и всё обсуждение проблемы таяммума связано метафорически с проблемой таклида.
Итак может ли больной человек сделать таяммум вместо омовения водой? Для Шейха нет "больного человека", "женщины", "путешествия", но есть метафоры "Больной Человек", "Женщина", "Путешествие".
Таким образом: "Больным является тот, чья первичная природа не была одарена способностью рассмотрения, и учитывая, что он знает о своей поврежденной природе, и ее несоответствии в достижении намерения, он должен быть отстранен от рассуждений и должен совершить таклид за авторитетом".
Следовательно, решение: больной может совершать таяммум вместо омовения, если не находит воды.
Относительно больного, который имеет воду, но боится, что она принесет ему вред. Большинство отступивших от религии, отпали в следствии рационального рассмотрения, а поскольку их способность рассуждения была слаба (т.е. они "больные") они заблудились, считая, что обладают достоверным познанием.
Следовательно, "больной, который боится" - это верующий, осознающий слабость своей способности к познанию (использование воды), и испытывающий страх за свою религию, пытающийся ее уберечь от рационального рассмотрения. Такому человеку необходим таклид.
Вот первое, грубое представление о методе акбаритского фикха. Шейх аль-Акбар, как всегда великолепен. Его фикх - это, действительно, часть религии, в отличии от "ильм ад-дунья" (мирских наук).
С другой стороны, понятно почему он не получил продолжения. Для установления метафоры необходим "кашф" (снятие покровов тайны), а представить себе школу факихов, поголовно способных к прозрению, я затрудняюсь..."