Молитва и Возвращение в Царство Сущностей

Jan 14, 2010 20:48

Раза три за всю жизнь в полемике с правыми мне приходилось прибегать к тому, что лично я считаю "нейтронным оружием" аргументации. Часть правых, особенно паганисты, потешаются над мусульманским способом совершения молитвы. И если против синхронности молитвенных действий и плотностью рядов верующих они сказать ничего и не могут, то по поводу поз проезжаться любят от души. Имеются в виду поза "руку'" (поясной поклон) и "суджуд" (поклон ниц). Самое нейтральное, что можно услышать от язычников: "Магометане бьют челом и кверху задом, а мы молимся стоя, гордо. Не как рабы Бога, но как сыновья и братья богов". Справедливости ради, правые-христиане - при всей их фанатичной идиосинкразии на Ислам - подобного смеха не допускают, ибо, идя от противного, столкнутся с проблемой обоснования собственного ритуального челобития. И если объяснять, что будет с гордецами в день Страшного Суда, абсурдно тем, кто сознательно отверг метафизику Греха и Воздаяния, то камрадам из числа правых христиан, полагаю, будет интересным уяснить два аспекта намаза, о которых они наверняка не знали.

Оба аспекта озвучил итальянский аристократ и мастер суфийского ордена Идрисийя шейх Абдульвахид Паллавичини, кумир итальянских национал-традиционалистов и эволаистов, как я считаю, один из сильнейших, подлинно посвящённых, метафизиков столетия. Он сказал в одном своём интервью нечто, что перевернуло моё отношение к молитве от простого механического ритуала с запрограммированным циклом действий к осознанию сверхчеловеческого Таинства.

Шейх Паллавичини раскрывает два аспекта намаза, в которых знакомая суфиям всех ветвей Шазилийи "относительность" рабства (убудийя) и господства (рубубийя) решается через нечто третье - амальгамму ярма служения и венка господарства. Суть в том, что один (первый, внешний) аспект намаза - это акт поклонения Богу, или по-арабски "ибадат", а "ибадат" - производное от слова "абд" (раб). Абсолютный Субъект, Которому жертвуется намаз - Бог-Творец (Аль-Фатыр). В этом смысле вся молитва мусульманина - это акт признания и восхваления Бога. Но намаз назван Кораном "зикр", а "зикр" - это буквально "поминание", "памятование". То есть, центральная задача намаза - поклонение Господу ("Рабб" - "Господь" на арабском языке), но также и вспоминание. Вспоминание о Боге, или вернее сказать Бога - ревитализация Образа Бога, одно из Имён Которого - Аль-Хайй, Живой (вы часто встретите это имя в зикре суфиев). Но только ли Бога вспоминает человек в намазе?

Ответ приходит со вторым аспектом намаза - аспектом владычества и силы человека. Бог возвысил человека над миром творений, Он избрал праотца нашего Адама перед ангелами и демонами, создав Адама из чистой звонкой глины (в семитских языках "адама" - "земля", "почва") и научив его всем именам феноменов тварного бытия. Существа ангелического порядка, рождённые в благородном свете, и демоны, рождённые в субстанции пламени, которое не чадит, признали верховенство "низкого" человека над собой. Единственный отвернувшийся и возгордившийся был Иблис (Сатана, Люцифер). Сам по природе демон, возвышенный Богом до статута ангелов, он счёл человека слишком низменным, чтобы поклониться ему, когда Господь приказал всем пасть в ноги Адама. Гордость Иблиса, введённого Рукой Бога в ангельский сонм, - это драма сущности из нижнего мира, нежели ангельский, оказавшейся не способной постичь степень возвеличивания её Богом. В рабстве (читай, покорности) воле Бога вчерашний демон Иблис смог бы никогда не вернуться к своей изначальной низкой природе и вечно пребывать в универсуме высших сущностей. Но отказ от подчинения божественному приказу означал для него потерю владычества над своей природой и так он был заточён во мраке Нескончаемого Ужаса. Нет ничего наивнее, чем дуализм пост-христианской западной цивилизации - от Ла-Вея до поп-культуры, - выставляющей Дьявола самостоятельным романтическим бунтарём, которому вольготно в своей адской нише. Ислам говорит куда более страшные вещи: Иблис изнывающе, мучительно, вселенски несчастен. Его отчаяние бесконечно, его знание о неотвратимом Судном Дне уничтожает его и лишает покоя, ведь он адресат самого жестокого наказания. И тем страшнее участь Иблиса, что его отказ поклониться Адаму проистекал от необычайной силы любви к Богу - силы, толкавшей его служить Богу, пока Бог не испытал Иблиса отрешением его от низкой демонической природы. Дьявол не смог решить парадокс: может ли покорность стать подлинной проверкой любви к Аллаху...

Человек, а Адам в суфизме именуется Совершенным Человеком (Инсан аль-Камиль), - слабое и порочное существо самого низкого порядка, но возвеличенное выше ангелов. Однако он - избранный, именно его Господь сделал Своим Наместником (Халифом) на земле, поелику Господь возлюбил его выше какого-либо другого создания. И вот теперь испытуемым оказался человек. Но оправдает ли он Любовь Аллаха или предаст её, как Иблис? Драма Иблиса показывает нам, что за Любовь и Милость Аллаха всякая тварь платит покорностью, покорность же - это прямой перевод слова "Ислам". Но выражение покорности - это ибадат, поклонение, основа которого - намаз, который есть зикр. Крона покорности (Ислам) ветвится поклонением (ибадат), самая толстая ветвь, ствол, её - молитва (намаз), а корневище - поминание (зикр). Вставая в намаз, человек вспоминает момент возвышения его Аллахом и читает Коран, Книгу, ниспосланную человеку и для человека. Прямостояние (кийамат) в намазе - венчание человека с миром высших субстанций, к которым ближе всего из существ - Царство Ангельских Сущностей. Отмечу также, что другое название Судного Дня - Йаум аль-Кийамат, День Стояния. И вот он сгибается в пояс, произнося: "Свят Господь Великий". Это молитва Царства Срединных Сущностей - животных, а в высокой метафизике - демонов, занимающих промежуточное место между человеком и ангелами. Входя в Царство Середины человек одновременно декларирует свою покорность Великому Господу и мистически навещает тех, над кем он стоит Халифом - животных и джиннов.

И вот падает человек ниц. Он вступает в самое сокровенное место - в Царство Нижнего Предела, где он достигает, исходя из хадисов, наиболее напряжённой близости к Аллаху. Удивительно, самое низкое состояние, казалось бы здесь уже не остаётся ничего от Человека Возвышенного, Титанического, является тем не менее состоянием экстремального сближения с Богом. Как это? Ответ убийственен: человек стал Человеком. Истинная сверхчеловечность - именно тут, ближе к земле, ближе к почве, ближе к субстанции, именуемой "адама". Из Царства Нижней Материи Господь поднял и сообразовал Адама, нашего Совершенного Праотца. Припадая к земле, человек говорит: "Свят Господь Величайший". Не Великий (Аль-Азым), но Величайший (Аль-Аля). Чем дальше человек от Бога, тем ближе человек к Богу и тем ближе он к Человеку. Молящийся вступает в мир трав и растений, в мир минералов и неорганической химии (как же ужасен Огонь Ада, растопкой которому, согласно Корану, служат камни и люди - начало неорганического и конец органического!). Отсюда началось Творение, ибо сперва Творец созидал неживое и землистое, а затем выводил птиц и зверей, дабы увенчать их человеком. Возвращаясь к природе, к родной субстанции (земля), человек достигает совершенства покорности (Ислам), пика общения с Творцом (ибадат) и кульминационного момента вспоминания (зикр), кто он сущностно есть. Реверс Дней Драмы Творения проносится перед каждым мусульманином снизу вверх: с конца к началу, чтобы затем повториться вновь через вставание человека от суджуда сразу в кийамат. Что это иное, если не скачок от человека к Человеку! От земли - к Халифу. Из царства камней и трав в царство высших смыслов и максимума проявленного творения. Спускаясь и поднимаясь, Халиф созерцает и молится на каждом ярусе подчинённых ему существ, попутно вспоминая, кем он был (опускание всё ниже) к тому, кем он стал по воле Аллаха (эскалация вверх). А причина вспоминания - молитва.

Человек опять повторяет Коран, стоя перед Богом. Человек вновь возвращает Пославшему Ниспосланное Откровение. Человек говорит Богу Сказанное Богом, Человек глаголит Речью Бога Богу. Разве в этом есть что-нибудь унизительное? Пусть спросят у Иблиса...

Орден Шазили, Белый Ислам, Монотеизм, Традиционализм, Орден Идриси, Суфизм, Маликиты, Экзистенциальное, Правая

Previous post Next post
Up