Маликизм среди шазилитов

May 06, 2010 20:25

Фрагмент статьи с форума Дар-Сирр "Шазилия и североафриканский суфизм".

"С момента своего появления тарикат Шазилия был основан на маликитской школе фикха, и эта связь между ними продолжается вплоть до сегодняшнего дня. Мало того, что шейх Абуль-Хасан Шазили (рахматуЛлахи алейхи) был маликитом, но и Магриб, обширный регион, простирающийся от Испании до Ливийской пустыни, был равномерно окрашен в краску Маликизма. Хотя это и не удивительно, что истоки Шазилии, в Тунисе, находились под управлением маликитов, для некоторых может  быть неожиданным узнать что второй центра тариката, Александрия, также был оплотом маликитского фикха в Египте. Город Александрия был вторым по значению после Каира. Это был город-порт на Средиземном море,  точка входа в Египет и выхода из Египта. Кроме того это была большая крепость с огромными стенами в два ряда, точнее - вокруг нее, в которых  через равные промежутки располагались  внушительные башни.  Мы уже видели, как в одной из этих башен, шейх Абуль-Хасан Шазили (рахматуЛлахи алейхи) устроил себе дом и завию. В период мамлюков, эти башни будут часто служить местом заключения для лиц, считавшихся нарушителями порядка, так в одной из них был заключен на какое-то время Ибн Теймия, хотя и в довольно комфортных условиях. Александрия была также торговым центром; христианские купцы и консулы из далеких земель имели там свои кварталы, и на всех симметрично расположенных улицах (план, свойственный городу) всегда происходила большая коммерческая активность.



Мечеть на месте могилы шейха Абуль-Аббаса Мурси (РА) в Александрии.

Маликизм крепко утвердился в городе именно потому, что, на протяжении веков это было место встречи Запада и Востока исламского сообщества.  В течении времени многие магрибинцы поселялись в городе и приносили с  собой маликизм. Здесь можно было найти цветущую колонию мусульман из Магриба, и неизбежные влияния, как с Запада, так и с Востока набирали  силу в этих стенах. Буиды открыли в городе мадрасы, где преподавали маликитский фикх, и в городе можно было найти великих авторитетов мазхаба, некоторые из которых, как например Sidi Ибн аль-Хаджиб (рахматуЛлахи алейхи) или Sidi Ибн аль-Мунайир (рахматуЛлахи алейхи) были учениками Шейха Абуль-Хасана Шазили (рахматуЛлахи алейхи). Молодые маликиты с детства обучались в коранической школе (мадрасе) или в частном доме кого-либо из александрийских религиозных ученых, прежде чем приступить к дальнейшему образованию.  Как и другие школы фикха, маликиты много веков разрабатывали свои собственные книги и учебные пособия, составившие фундаментальную основу образования. Все ранние мастера Шазилии - и это справедливо даже для более поздних, изучали маликитский фикх по этим трудам, а некоторые из них, включая самого шейха Абуль-Хасана (рахматуЛлахи алейхи), были мастерами в Исламском праве. Кроме того, как уже упоминалось ранее, некоторые из видных специалистов в маликитском фикхе находились под влиянием ранних шазалийских учителей, например, знаменитый маликитский факих Ибн аль-Хадж (РА), автор книги «Мадхаль», довольно хорошо знал шейха Ибн Ата’Лллаха (рахматуЛлахи алейхи), и в своих работах часто ссылается на труды шейха Абуль-Хасана Шазили (рахматуЛлахи алейхи). На самом же деле, шейх Ибн Ата’Ллах (рахматуЛЛахи алейхи) и сам считался одной из самых выдающихся фигур в фикхе Малики, в его дни, тем самым увенчивая династию богословов, основанную его дедом в Александрии."
Previous post Next post
Up