Также он (ад-Дардир, да помилует его Аллах) пишет о вопросе определения опекуна:
«Сравнивается (истихсан[1]) урф[2] с ясным текстом Шариата[3]. Так, среди многих сельских жителей и не только, бывает, что отец, умирая, не оставляет распоряжений насчет опекуна для своих детей, полагаясь на брата, дядю или деда. И они опекают детей. Они имеют права продавать имущество (сирот) при выполнении всех условий, и такие сделки действительны без необходимости расторжения. Однако является обязательным, чтобы осуществляющий их был известен милосердием и хорошим воспитанием. Иначе следует обратиться к судье или к группе мусульман»[4].
Ад-Дусуки, да помилует его Аллах, пишет, что группа мусульман может выполнять функции кадия в вопросе «аль-кафаля би ан-нафс»[5]. Он пишет о том, что можно доставить подозреваемого в местность, где есть кадий, способный совершить правосудие.
Имам пишет:
«Его слова: (Если там есть судья) означают: если в городе, куда доставлен подозреваемый, совершается правосудие, есть там судья или нет. Если нет, то его обязанности выполняет группа мусульман»[6].
Также имам, да помилует его Аллах, пишет:
«Среди вопросов, связанных с пропавшим без вести, - аннулирование его брака из-за отсутствия содержания (мужем жены) или из-за причинения жене вреда тем, что муж покинул ее постель. И аннулировать никах может только кадий, если возможно обратиться к нему лично или иным способом, и он, например, не берет взятки за аннулирование браков. В иных случаях его обязанности выполняет группа мусульман»[7].
Из вышеприведенных цитат становится ясно, что факихи маликитского мазхаба допускают передачу полномочий кадия мусульманской общине во всех случаях, когда требуется обратиться к шариатскому судье, а праведного кадия нет.
И нет сомнения, что в этом мнении - выход для мусульман, проживающих в немусульманских странах. Известно, что число мусульман, переехавших в такие страны, в наше время огромно. И у них нет возможности обратиться для разрешения своих конфликтов к кадиям мусульманских стран. Тем более большинство судов даже в мусульманских странах сегодня не пользуются Шариатом при судопроизводстве.
Особенно эта проблема остро стоит для женщин-мусульманок в немусульманских странах, которые зачастую становятся жертвами плохого обращения со стороны своих мужей, при этом никого из родственников нет рядом, и им по Шариату не разрешено обращаться для аннулирования никаха в светские суды. Если мы не возьмем в этом вопросе мнение маликитского мазхаба, это приведет для этих женщин к поистине невыносимым бедам и несчастьям.
Мнение маликитов в данном вопросе практиковали достойные доверия современные ученые, специалисты по фикху. Нужда в этом появилась в Индии во время британской оккупации, когда оккупационные власти отменили шариатские суды, заменив их судьями-немусульманами, которым поручили решение конфликтных ситуаций между мусульманами, в том числе и в области семейного права. Большинство мусульман, проживавших в Индии, придерживалось ханафитского мазхаба. Несмотря на это, ханафисткие факихи давали в этом вопросе фетву по маликитскому мазхабу.
Мауляна шейх Ашраф Али ат-Таханави, да помилует его Всевышний Аллах, написал об этом отдельную книгу под названием «аль-Хиля аль-наджиза ли аль-халиля аль-ꞌаджиза», при работе над которой он консультировался со многими муфтиями маликитского мазхаба. Шейх давал фетву, согласно их мнению, что мусульманская община выполняет функции шариатского судьи в таких странах, и ей разрешено аннулировать никах мусульманок по шариатским причинам. И все ученые Индии согласились с ним в этом. Их согласие приводится в вышеупомянутой книге[8].
[1] Иджтихад в вопросе, по которому нет ясного указания в текстах Корана и сунны, или же вид кыяса (суждения по аналогии), при котором выбирается одна основа для сравнения из двух подходящих. Прим. пер.
[2] При отсутствии ясного текста Корана или сунны возможно применение урфа - то есть обычая благочестивых мусульман местности. Прим. пер.
[3] Ясного аята Корана или хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер.
[4] «Аш-Шарх аль-кабир», т.3, с. 301.
[5] Поручительство. Ситуация, при которой подозреваемого в каком-либо преступлении отпускают из тюрьмы под поручительство третьего лица, которое обязуется доставить подозреваемого в указанное место в указанное время. Прим. пер.
[6] «Хашия ад-Дусуки», т. 3, с. 345.
[7] «Хашия ад-Дуски», т. 3, с. 302.
[8] «Аль-Хиля аль-наджиза ли аль-халиля аль-ꞌаджиза» шейха Ашрафа Али ат-Таханави, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, с. 185 - 190.
перевод с арабского языка: Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
Источник:
Azan.kz