О случайном нарушении поста: мнение имама Куртуби и мазхаб имама Малика

Jul 18, 2013 12:21

Вопрос:

Ас-салам алейкум ва рахматуЛлах,

1) Правда ли что имам Куртуби аль-Малики придерживался мнения о том, что если постящийся случайно что-то съест или выпьет, во время обязательного поста, его пост не нарушен?

2) Есть ли еще другие маликитские ученые, которые придерживались бы этого мнения?




Ответ:

1) В своем тафсире Корана (2:187), имам аль-Куртуби действительно предпочитает мнение о том что случайное употребление пищи во время поста не нарушает пост. Хотя он утверждает что это правильное мнение и использует те же аргументы что имам Шафии и другие, его позиция не является мазхабом Имама Малика.

Согласно имаму Малику, если человек случайно поел во время поста, его пост нарушен и он должен будет его возместить. Мнение имама Куртуби является действительным для следования, так как соответствует мнению других мазхабов, но человек следующий за этим мнением, не будет следовать маликитской позиции в этом вопросе.

2) Я не знаю других маликитских ученых, которые придерживалось бы этого мнения, хотя вполне могут быть. Даже если таковые были, те маликитские ученые что придерживаются такого мнения, не могут считать его частью мазхаба, кроме как если только один из муджтахидов мазхаба, таких как Ибн аль-Касим, придерживается этого мнения и может доказать его через принципы (усуль) или другие передачи от имама Малика.

Аргументация в мазхабе

Причина в том, что когда у нас есть ясный текст муджтахида имама мазхабе, последователи мазхаба должны следовать за этим текстом. Даже муджтахид в мазхабе должен основывать свои мнения на мнениях и аргументации своего имама, также как имам мазхаба опирается в своих мнениях на Коран и Сунну (Мухаммад аль-Хадир, َКам’у ахлюль зайг валь-ильхад).

Использование хадиса в иджтихаде

В этом вопросе имам аль-Куртуби использует хадис для того, чтобы подтвердить свое мнение, а не текст имама Малика или его принципы (усуль). Если человек следует за хадисом в своем деянии, он должен делать это через через одного из четырех общепризнанных имамов.
Хотя теоретически возможно чтобы человек достиг степени иджтихада в любую эпоху, дозволенность следования за муджтахидом мутлак (абсолютным муджтахидом) обусловлена тем, что должно существовать единогласие ученых (иджма) о его уровне (сиди Абдуллах, Мараки ас-Су'уд). Существует иджма о следовании за иджихадом только четырех имамов. Имам Суюти утверждал о своем абсолютном иджтихаде, однако ученые того времени опровергли его утверждение.

Иджтихад в наше время

Сегодня, в наш век, есть много людей, утверждающих об иджтихаде различных степеней, вплоть до степени абсолютного иджтихада. Некоторые из них утверждают, что их иджтихад охватывает все вопросы, в то время как другие говорят что они являются муджтахидами в одном вопрсое (мас’аля). Дело в том, что человек должен спросить тех, кто делает такие утверждения, на какой степени иджтихада они находятся.
Являются ли они абсолютными муджтахидами, как имам Малик или Абу Ханифа? Являются ли они муджтахидами внутри мазхаба, как Ибн аль-Касим у маликитов, Абу Юсуф у ханафитов, или аль-Музни у шафиитов, ни один из которые не утверждал полный иджтихад? Или же они являются муджтахидами тарджиха (предпочтения), как аль-Мазири у маликитов или Навави у шафиитов, которые также не утверждали полный иджтихад?
Крайне сложно для человека в наши дни утверждать о подобие любому из перечисленных выше ученых. Безопасность в религии опирается на следование тому, что ясно, и на следование за известными (машхур) мнениями общепризнанных ученых.

А Аллах знает лучше

Шейх Рами Нсур

тафсир аль-Куртуби, пост, Рами Нсур, Коран, опровержение, Имам Куртуби, иджтихад, Рамадан

Previous post Next post
Up