Вопрос: Каково положение у празднования Мавлида, согласно маликитскому мазхабу? Я знаю, что имам аш-Шатыби говорил, что это бид'а, но не могли бы вы разъяснить этот вопрос, ведь он вызывает замешательства? ДжазакаЛлаху хайран.
Ответ шейха Ахмада Али аль-Адани: Мнение, которого придерживалось подавляющее большинство маликитских ученых на протяжении столетий и в разных землях, состоит в том, что празднование Мавлида нашего любимого Пророка, саллаЛлаху алейхи ва салям, не только разрешено, но и на самом деле очень похвально. Доказательств в пользу этого решения имеется целое море, и здесь просто не хватит места для их рассмотрения.
Что касается позиции аш-Шатыби, то это отголосок его столь же жесткого мнения против коллективного совершения дуа в конце общей молитвы (хотя в этом случае доводы за дозволение все же более убедительны).
У него были свои причины для того мнения, на которое ссылается спрашивающий, и мы уважаем его, как благонамеренного великого исламского ученого, чей иджтихад был ошибочным в этом вопросе, поскольку он не был ма'асум (непогрешимым).
Следует отметить, кстати, что он больше был мастером в науке усуль-уль-фикх, то есть в корневых принципах Исламского права (а также великим грамматиком), нежели в науке производных положений Закона, то есть в фикхе как таковом. Он хорошо разбирался в ней, но не был большим мастером в ней, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что он не оставил нам никакого известного и широкоиспользуемого текста в этой науке, а лишь отдельные правовые решения (фатвы), цитируемые аль-Ваншариси и другими, и лишь единожды собранные в отдельную книгу современным ученым (Мухаммадом Абу аль-Аджаном).
А Аллах знает лучше