Шейх Хабиб Бьюли о правилах поста в месяц Рамадан

Jul 25, 2010 02:07

В преддверии месяца Рамадан не будет лишним напомнить правила обязательного поста, учитывая еще то, что некоторые наши братья и сестры будут поститься в первый раз. Так как на русском языке практически отсутствует руководство о совершении поста согласно маликитскому мазхабу, мы, иншаллах, намерены прояснить этот вопрос в нескольких заметках. В данной заметке использована хутба имама кейптаунской соборной мечети шейха Хабиба Бьюли, прочитанная в августе прошло года и посвященная краткому разъяснению фикховых моментов  месяца Рамадан. Хутба сокращенная (опущены фрагменты, касающиеся непосредственно кейптаунского джамаата) и является неплохим руководством по амалю поста, так, как его совершали в Лучезарной Медине.




Аллах говорит в Своей Благородной Книге, смысл: "О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней". O мусульмане, приближается первая ночь месяца Рамадан. Это ночь, когда мусульмане во всем мире будут наблюдать за ночным небом, высматривая новую луну, которая знаменует его начало. Мы стоим на пороге месяца поста, того месяца, о котором Пророк сказал:

لو يعلم العباد ما في رمضان لتمنت أمتي أن يكون سنة

"Если бы рабы Аллаха знали истинную ценность месяц Рамадан, моя община хотела бы, чтобы он длился целый год".

Рамадан имеет много достоинств, и является особенным временем года. Но, в первую очередь, это месяц сийама - обязательного поста. Это месяц, в который мы выполняем один из пяти столпов, на которых основан Дин. Ибн Умар передал, что Посланник Аллаха сказал:

بني الإسلام على خمس شهادة أن لا إله إلا الله وأن محمدا عبده ورسوله وإقام الصلاة وإيتاء الزكاة وحج البيت وصوم رمضان

"Ислам основывается на пяти (столпах); свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад Его Раб и Посланник, совершение молитвы, выплата закята, совершение хаджа к Дому Аллаха и пост в месяц Рамадан".

Я намерен в этой хутбе коротко рассказать о правилах фикха, касающихся поста в месяц Рамадан, которые обязан знать каждый мусульманин, являющийся мукалляфом, то есть взрослым и в здравом уме. Эти правила могут быть разделены на две категории - те, которые касаются начала и конца месяца и связанные непосредственно с самим постом.

Рамадан, как и все остальные месяцы исламского календаря, является лунным месяцем, начинается и заканчивается с появлением нового полумесяца, известного на арабском языке как хилал. Здесь важно отметить, что месяц начинается, не тогда, когда рождается новая луна, а скорее тогда, когда она становится физически видна. Аллах говорит:

فمن شهد منكم الشهر فليصمه

смысл: "Любой из вас, кто свидетельствует месяц- то есть новую луну - должен постится". И Пророк сказал:

صوموا لرؤيته, وأفطروا لرؤيته, فإن غم عليكم فعدوا ثلاثين

"Увидев его (полумесяц, указывающий на новолуние) поститесь, и прекращайте поститься, снова увидев его (т.е. спустя месяц), если же небо будет закрыто облаками, то поститесь 30 дней". Таким образом, чтобы определить начало месяца, либо должна быть физически видна новая луна, либо должны пройти 30 дней, поскольку лунный месяц - это 29 или 30 дней, ни больше ни меньше. Что касается астрономических расчетов, они не являются доказательствами сами по себе, а лишь указывают приблизительно, когда можно было увидеть луну.

Обнаружение Луны не считается официальным и обязательным, пока оно не было подтверждено общим наблюдением многих людей в ясную погоду, или, по крайней мере, двумя адль - людьми непревзойденной надежности - в пасмурную погоду. Эти люди должны затем засвидетельствовать свое обнаружение мусульманскому правителю в ближайшем населенном пункте или его представителям, и если он убежден в правдивости их свидетельствования, тогда он объявляет для всего сообщества официальное начало поста. Таким образом, начало и конец поста являются политическим решением, которое принимает амир на основании полученных докладов, и услышанных показаний. Именно этим сохраняется единство и сплоченность сообщества. Однако, если вы сами наблюдаете луну,  даже если никто этого больше не делает, вы должны постится и держать этот факт в тайне от всех остальных, чтобы избежать фитны. К нашему счастью, здесь, в Кейптауне, альхамдулиллах, есть весьма скрупулезный Комитет по наблюдению за фазами Луны, который имеет большой опыт в поиске и обнаружении луны каждый месяц, и знает точно, когда и где искать.

Как знает каждый из вас:

إنما الأعمال بالنيات

"Деяния оцениваются по намерению". Каждый акт поклонения, который мы совершаем, должен сопровождаться намерением - нийат. И пост не является исключением. Намерение на пост в месяц Рамадан должно быть совершено до Фаджра первого дня. Пророк сказал:

لا صيام لمن لم يبيت الصوم

"У того, кто не вознамерился поститься в течении ночи, нет поста". Это намерение может быть сделано в любое время после Магриба в последний день месяца Шаабан до Фаджра, но безопаснее сделать намерение, прежде чем ложиться спать, на всякий случай, если вы не проснетесь вовремя. Если же намерение совершается после Фаджра, этот день должен быть возмещен. Согласно мнению Имама Малика, этого одного намерения достаточно на весь месяц, однако любому человеку, чей пост прерывается в течение месяца из-за менструаций, путешествия или болезни, необходимо сделать новое намерение, чтобы снова возобновить свой пост. Точно так же, те, для кого соблюдение поста не является обязательным, например, путешественники или больные, должны делать новое намерение каждую ночь, если они хотят поститься. По мнению имама Абу Ханифы и имама Шафии обязательно для всех обновлять свое намерение на пост каждую ночь.

Намерение, о котором мы говорим, должно быть четким, конкретным и недвусмысленным - не достаточно просто намереваться поститься, вы должны намереваться поститься в обязательный пост месяца Рамадан, и вы должны быть уверены, что вы поститесь именно в Рамадан, - вы не можете предположить, например, что Рамадан начнется завтра и сказать: "Я намереваюсь соблюдать пост месяца Рамадан завтра, если это будет Рамадан". Вы должны знать наверняка. Если по каким-то причинам, новость о начале Рамадана не дошла до вас вовремя, и вы начали есть в этот день, вы должны совершить свое намерение и начать пост с того момента, когда вы узнали об этом и возместить  этот день после окончания месяца.

Пост в месяц рамадан является обязательным для любого здорового взрослого мусульманина, хотя существуют определенные категории лиц, освобожденные от него:

Первая категория людей, освобожденных от поста - это женщины, которые находятся в состоянии менструации или послеродового кровотечения. Более того, им запрещено поститься.

Второй и третьей категориями людей, которым не обязательно поститься, являются больные и путешественники. Аллах говорит:

فمن كان منكم مريضا أو على سفر فعدة من أيام أخر

что означает: " ...А тот, кто болен или находится в пути, предписанные дни поста поститься должен в другие дни... ".

Также, для тех, кто страдает от болезни и опасается, что из-за поста ему станет хуже или задержится его выздоровление, или опасается, что голод вызовет начало другой болезни, допускается, а в некоторых случаях обязательно, не поститься. Однако, следует отметить,  что страх человека за свое здоровье должен иметь рациональную основу, исходя из предыдущего опыта или рекомендаций врача. Чувство голода  - не болезнь!

Точно также, любому путешествующему во время Рамадана, а под путешествием мы имеем в виду поездку, во время которой он может сокращать свои молитвы - разрешено не поститься, хотя Имам Малик считал пост предпочтительным. Это мнение было передано от большого числа видных табиинов. Передается, что Ибрагим ан-Нахадж, Саид ибн Джубайр и Муджахид сказали:

إن شئت صمت, وإن شئت أفطرت, والصوم أفضل.

"Если хотите поститься, поститесь, а если не хотите поститься, не поститесь, но постится лучше". Еще одна категория людей, которым разрешается не поститься, это беременные женщины и кормящие матери, которые опасаются за свое здоровье или за здоровье детей, а также старые и слабые, страдающие от быстрого обезвоживания и неутолимой жажды. Поэтому этим категориям людей разрешается не поститься, потому что их состояние считается равнозначным болезни. Все эти категории людей должны будут возместить дни пропущенные дни поста после Рамадана, как только смогут это сделать. Кормящие матери должны также выплатить фидья - иными словами накормить человека - за каждый день, который они пропустили, также должны поступить и те, кто не в состоянии будет возместить пропущенные дни до следующего Рамадана. Старым и немощным также рекомендовано выплатить эту фидья, если они не в состоянии возместить пропущенные дни.

Наконец, как должно быть очевидно из того, что я сказал ранее, от детей не требуется и даже не рекомендуется поститься, пока они не достигнут возраста полового созревания. Так что родители не должны принуждать силой или оказывать давление на детей, чтобы они постились. Если ребенок по собственной воле выражает желание поститься, вы должны всеми средствами ему помогать в этой попытке, но не наказывайте его, если он не сможет поститься весь день. Пост является достаточно сложным делом для взрослых, не говоря уже о растущих детях!

Мы много говорили о посте, но мы еще не упомянули, из чего состоит пост. Арабское слово для поста -саум. Саум в языковом смысле означает воздержание, будь то воздержание от определенных действий или воздержание от разговора, как в суре Марьям, когда Аллах повелел Марьям сказать:

إني نذرت للرحمن صوما

смысл: "Я дала обет молчания, ради Всемилостивого ..." В шариатском контексте, однако, смысл саума несколько отличается - он означает намеренное воздержание от еды, питья и сексуальных отношений между временами Фаджр и Магриб. Аллах говорит:

فالآن باشروهن وابتغوا ما كتب الله لكم وكلوا واشربوا حتى يتبين لكم الخيط الأبيض من الخيط الأسود من الفجر ثم أتموا الصيام إلى الليل

смысл: "Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи". То есть, вы можете есть, пить и вступать в половую близость в ночное время, но как только вы услышите первые слова азана на Фаджр, как только первая заря появится на горизонте, ни единого кусочка не должно пройти через ваши губы. Всеми силами, дожевывайте и глотайте то, что у вас уже во рту, но не кладите в него больше ничего, потому что ваш пост начался.

Смысл запрета на еду и питье, в том, что ничто не может быть умышленно введено в тело с помощью рта или горла, и это также действительно и в случае с курением и пероральным приемом  лекарств, это тоже нарушает пост. И, по мнению Имама Малика, пост также нарушается, если что-либо из этого попадет в горло случайно. Тем не менее, слово предостережения. Просто потому, что ваши пост нарушился, и вы должны будете его восполнить, не означает, что вы можете продолжать есть и пить до конца дня. Наоборот, вы должны продолжать поститься.

Запрет на половую близость распространяется также на любые другие действия сексуального характера или возбуждение, которое могло бы привести к сексуальному удовлетворению. С другой стороны, поллюции, которые случаются во время дневного сна, не нарушают пост. Нужно просто совершить гусль (полное омовение) и продолжать свой пост дальше.

Это обязательные элементы поста, хотя существуют также различные практики, которые желательно совершать:

قال النبي صلى الله عليه وسلم: "تسحروا فإن السحور بركة لأنه يقوي على الصيام وينشط".

Пророк сказал: "Принимайте сухур, сухур для вас является благом, которое укрепит вас в посте и придаст вам силы".

и он также сказал,

لا تزال أمتي بخير ما عجلوا الفطر وأخروا السحور

"Моя община будет на верном пути до тех пор, пока они будут торопиться с разговлением и откладывать сухур [до конца ночи]".

Каждому постящемуся рекомендуется вставать и принимать пищу перед рассветом, даже если она будет состоять лишь из стакана воды, и откладывать эту еду как можно ближе к Фаджру, при этом желательно оставить короткий промежуток между едой и Фаджром, за который можно было бы прочитать 50 аятов Корана. Иными словами, лучше прекратить есть приблизительно от 10 до 15 минут до азана на Субх.

Кроме того, рекомендуется торопиться, чтобы прервать пост, как только приходит время Магриба, и прервать его прежде, чем совершить молитву.

روي أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يفطر على رطبات قبل الصلاة

Передано, что Пророк обычно разговлялся свежими финиками перед молитвой. Тем не менее, из уважения к му'аззину и азану, который он оглашает, если кто-то находится в мечети, надо ждать окончания азана, прежде чем разговляться. Мы, иншаллах, будет давать молоко, финики, воду и суп здесь в мечети на ифтар каждую ночь.

Другая практика, желательная в месяц Рамадан, это молитва таравих. Пророк сказал:

من قام رمضان إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه

"Любому, кто выстаивает в молитве в ночное время Рамадана, с верой и ожиданием награды за это, будут прощены все его грехи, которые он совершил до этого момента". Значимость и ценность таравиха не упускались сахабами и при втором Халифе, Умаре ибн аль-Хаттабе, установившем ее, в качестве ночной практики, в мечетях. И начиная с этого времени и впредь, мусульмане во всем мире по-прежнему продолжают совершать эту практику. В этой мечети мы будем совершать таравих, если на то будет воля Аллаха, сразу после Иша, каждую ночь. И мы хотим в течении месяца прочитать в этой молитве весь Коран.

Это краткий обзор основных правовых решений, касающихся поста и месяца Рамадан, и напоминание всем нам о том, чем именно мы собираемся заняться. И, надеюсь, мы преуспели в разъяснении этих вопросов для вас. Однако, если у вас есть еще вопросы, в которых вы не уверены, то, пожалуйста, приходите и спрашивайте о них до начала месяца, в начале и во время него.

قال الله تعالى: فاسألوا أهل الذكر إن كنتم لا تعلمون

Аллах говорит, смысл: "Спрашивайте людей напоминания - то есть людей знания, - если вы не знаете".

Мы просим Аллаха сделать нас людьми знания, и людьми, которые спрашивают, когда не знают. Мы просим Аллаха благословить этот месяц Рамадан, и благословить всех тех, кто постится в это время. Мы просим Его сделать этот месяц месяцем открытия для нас и всех мусульман, а также месяцем, в котором все наши сердца соединятся, а наши распри забудутся. Мы просим Его дать победу Его религии.

Амин!

Хабиб Бьюли, хутба, пост

Previous post Next post
Up