Шейх Абдулла Хаким Квик в своем
интервью о шеху Усмане дан Фодио, рассказывает интересные вещи о традиционных методах образования, принятых в Тимбукту и в других древних центрах маликитского образования в Африке. Он говорит о системе мулазама.
"Я считаю, что система мулазама, это то, что мы действительно должны возродить сегодня, то что практиковалось во всем мусульманском мире. Здесь ученик, вместо обучения в классах в западном смысле, когда учитель приходит, а ученики сидят на своих местах ... вы постоянно живете с учителем, так что становитесь частью его духовной общины и даже может жениться и войти в его семью. Он изучает вас и вы постоянно находитесь в компании ученого, работаете и живете вместе с этим человеком, пока не справитесь с определенными текстами".
Каждый ученый специализируется в той или иной отрасли знаний (например Коран или даават), так что к тому времени, как вы достигаете своего седьмого или восьмого шейха, вы уже имеете довольно всестороннее образование в каждой из дисциплин. Это классический метод Исламского знания. Абдулла Хаким подчеркивает, что когда вы живете с шейхом, вы берете от него его качества и нрав, а не просто набор теоретических правил. Шейх Усман дан Фодио был сведущ в этой системе, что также рассмотрел Абдулла Хаким в своей диссертации.
Абдулла Хаким объясняет, что это был очень важный момент, то что шейх Усман дан Фодио получил свое знание через метод мулазама. Именно это позволило ему за 30 лет даавата среди развращенного тогдашнего общества, создать общину, воплощающую в себе живую традицию Медины, и стать обновителем (муджадиддом) своего времени.
От себя добавлю, что безусловно это гораздо более продуктивная, а главное соответствующая Сунне и амалю наших праведных предков, система, нежели «исламские университеты», в которых студенты по шпаргалкам сдают экзамены и за 4 года становятся «алимами». Тем более, что главного в этих университетах нельзя приобрести - это Ахляк и Адаб, а ведь, как известно это первое чему учились саляфы у своих шейхов, уделяя этому намного больше времени, чем другим наукам.