Нижеследующее является переводом поста юзера админа (сиди Хасана Дебарха)
Матрица взаимосочетания между законоведческой ортодоксией (Шари'а) и просветляющим мистицизмом (Суфизмом) в Марокко была повсеместна и постоянна, как на уровне теологии, так и в специфических отношениях институций и личности, которые характеризуют повседневную жизнь. Как Улама, так и обычные люди приняли идею ходатайства между личность и Аллахом, и, таким образом, мы постоянно сталкиваемся с тем, что Суфийским мастерам оказывалось особое почитание. Даже, после их смерти, и что же может быть более естественным, верующие желают преподнести молитвы около их усыпальницы. Молитва с большей вероятностью будет услышана Богом Всемогущим, если её передать через канал личности, о которой он сигнализирует своим специальным фавором. Как улама, так и простые люди верили, что Бог может и делает вмешательство и изменение обычного порядка вещей в этом мире. Становится очевидным, что при такой вере в сердце и уме, институционно-встроенный мистицизм, в рамках Суннизма запретить нельзя. На попытки понять Божью волю и реальность через мистический зикр Суфийского Ордена не смотрели, как на нечто, входящие в конфликт с требованиями Исламского закона. Это был просто другой, дополняющий способ, через который конечный человек пытается установить, как и должно, связь со своим Господом. Последовательный в этой теологической определённости, в высшей степени образованный факих или же алим, не имел необходимости в умственных оговорках при признании святости необразованного человека, как было в случае Сиди Абу Йяаза Йялнура (ум.572/1157) и Моулайя Абдельазиза Деббарха (ум.1132/1717).
Так же, временами, нечто возникало из неизбежных трений между эзотерических и экзотерических измерениями Ислама, эти измерения широко наложились друг на друга в университете аль-Кайравийин в Фезе. Схоласты также служили администраторами различных институций, приданных Суфизму, таких как святилища святых и приданная собственность, подаренная (авкаф), для того, что бы поддерживать орден. Большинство представителей класса Улемов, на протяжении всей истории Марокканского суфизма смотрели симпатизирующим взглядом на Суфизм и были членами того или иного ордена. Даже Главный Судья Феза, ведущий авторитет в Шариатском законе в Марокко, должны были сделать завершенной свою религиозную жизнь членством в ордене, как например , Шейх аль-Джама'а Сиди Абделлах ибн КХадра (ум.1309/1908), Шейх аль-Джама'а Сиди Абделькадир аль-Фаси (ум. 1091/1676), и Шейх аль-Джама'а Сиди Хамдун ибн аль-Хадж (ум.1232/1817) были членами Насирийи, Шазилийи и Тиджанийи, соответственно.
Вообще говоря, улама Исламских наук, как правило, были шейхами или же фукара в Суфийских орденах. Список включает таких влиятельные фигуры, как Сиди Абденнур Армани (р. 685/1270), Сиди Ибн Аббад ар-Рунди (ум.792/1377), Сиди Мохаммед ибн Слиман Джазулли (ум. 869/1454), Сиди Ахмед Заррукк аль-Фаси (ум.899/1484), Сиди Ахмед Шави (ум. 1014/1599), Имам Сиди Мохаммед ибн Атийя (ум. 1052/1637), Сиди Мохаммед ибн Али ад-Дарик (ум.1059/1644), Сиди Абу Бакр ибн Мохаммед Маджати Дилай (ум. 1046/1631), Сиди аль-Хассан ибн Масуд аль-Йюси (ум. 1102/1687), Сиди Абдеррахман аль-Фаси (ум.1027/1612), Сиди Мохаммед ибн Абдуллах (ум. 1062/1647), Сиди Ахмед ибн Абдуллах (ум. 1129/1714), Сиди Ахмед ибн Аджиба (ум 1224/1804), Сиди Мохаммед Харракк (ум.1261/1846), Сиди Мохаммед ибн Абдельхафиз Деббарх (ум. 1291/1876), Сиди Мохаммед ибн Абделлахай Каттани (ум. 1289/1874), Сиди Мохаммед аль-Арби Ламдагхри (ум. 1309/1894), Сиди Ахмед ибн ат-Талиб бен Соуда аль-Мури (ум. 1321/1906), Сиди Мохаммед ибн аль-Хабиб Филали (ум. 1386/1971), Сиди Мохаммед ибн Абделлхай Каттани (ум. 1382/1962), Сиди Абу Бакр ибн Мохаммед Беннани (ум.1284/1869), Сиди Ибрахим ибн Мохаммед Тадили (ум. 1314/1899), и Сиди Фатх'Аллах ибн Аби Бакр Беннани (ум. 1353/1940). Эти имена, например, принадлежали ведущим членам великого Шазилийского Суфийского ордена, и несут ответственность за его распространение в Фезе и других частях Марокко.
Не сложно представить страх определённых схоластов и даже правителей перед некоторыми Суфийскими Шейхами, которые привлекали тысячи последователей. Например, доктрина Шейха Сиди Мохаммеда ибн Шлимана Джазули (ум.859/1454) возмущала улама Феза и даже некоторых Суфиев. С момента открытия аль-Джазули был особенно сосредоточен на использовании институционального символизма, такого как бритьё головы, ношение особого, отличительного одеяния братства Маджирийя и утверждение духа Марокканского Суфизма через практику посещения духовных мастеров, ясно, однако, что наиболее опасным для законных интересов была идея о сообщности Джазуллитов. Джазулли однако мало заботили эти страхи, и он даже порицал Улама Марокко за их лицемерие и пристрастность, особенно в их неудачах в возникающей необходимости в Мусульманской массе в защите их религии. "Скажите улама", - говорил он своим ученикам, - "насколько бы счастливее были бы они, будучи искренними".
Шейх приберёг наиболее горькие выпады для тех схоластов которые, критикуя сельских Суфиев за недостаток их религиозных знаний, позволяли народным массам Марокко сползать в еще более глубокие пласты невежества и растления. Проживая богатство своих сеникур и практически ничего не делая для донесения своих знаний другим, эти улама разделяют ответственность за возрастание обычаев, вдохновляемых Христианством и за социальное расслоение в сельской местности. В своей Акыде ( Манифесте верования), Шейх Джазулли сформулировал такие проблемы, как хулиганство, беспорядочное смешение полов, татуировка на всём теле и бросил их к ногам истеблишмента схоластики. Вместо того, что бы растрачивать своё время, делая заявление о дозволенности второстепенных моментов в Исламской практики, улама должны доносить фундаментальные основополагающие ценности Ислама каждому, - "Преподавайте... женщинам и детям, Суфиям и массам, свободным или же рабам, особенно если они тесно связаны с вами контрактами или же личными отношениями, такими как семья и другими. Святой Пророк (да прибудет на нём мир и благословение) говорил, - "Бог не возлагает большего греха на кого-либо, чем неведение его людей." В одном из своих писем Маулайя аль-Арби Даркави (ум.1239/1824) отмёл ложные требования некоторых схоластов Феза, -
Мы слышали, что вы оставили свои пороки и заняли себя пороками других. Неужели не знаете вы, что в Книге Аллаха Всемогущего сказано, - "Вы учите других набожности и забываете про себя." (2:44) и до конца стиха? Или же у вас нет пороков? Тот кто видит что-то иное чем его Возлюбленный, далёк от того что бы быть свободным от пороков. Только тот, у кого пороки, видит пороки. Какой порок превосходит то, чтобы видеть другие пороки в тех, кого вы видите день и ночь? Нет сомнения в том, что и миловидный и уродливый любит только своё лицо среди других. Будь миловидным и ты будешь видеть миловидность. Будь уродлив и ты будешь видеть уродливость. Шейх аль-Бусайри, да будет доволен им Аллах, сказал в своей Бурде, -
"Око может отторгнуть свет солнца из-за воспалении в нём,
И уста могут отторгнуть вкус воды из-за болезни."
Это значимая мера. Аллах свидетель, если мы больны, вода будет горька в устах наших. Если лицо целей наших будет хорошо, тогда и чувственное лицо наше будет хорошо. Люди, подобны зеркалу для того, кто смотрит на них. У кого лицо миловидное, - видит миловидность в них. У кого же лицо уродливое, тот, видит уродливость в них. Для миловидного невозможно видеть того, кто уродлив, так же как и для уродливого невозможно видеть того, кто миловиден. По этой причине, Шейх Абуль Хассан 'Али аль-КХарруби, да будет доволен им Аллах, сказал, -
"Скажи тому, кто видит то, что он отторгает в нас, -
По причине чистоты пития нашего, ты видишь своё собственное лицо в нас."
Фукаха', мы были подобны вам, или же даже хуже вас, когда мы обнаруживали уродство в состоянии людей, а наше состояние находили прекрасным. Множество людей были подобны нам - Шейх 'Иззуддин ибн Абдессалам, Шейх аль-Газали, Шейх Ибн 'Ата'Аллах, Шейх Ибн аль-Араби аль-Хатими, Шейх Абуль Хассан Шазили, и подобные им, да будет Аллах доволен ими. Затем же Аллах открыл их внутренние очи и просвятил секреты их и убрал завесу иллюзий от них. Они искали уродство и не могли найти никакого следа его. Слушай фукаха', что сказал один из них, - 'Если бы меня заставляли видеть другое-чем-Он, я бы не смог сделать этого, так как нет ничего рядом с Ним, поэтому, как я могу видеть это у Него?' Они говорили, -
'С тех пор как диво-божественности открылось мне, я не вижу другое-чем-Он.
Подобным же образом - другое запрещено нам.
С тех пор, как я состроился воедино, то, что пугало меня - отделено,
сегодня я пришёл состроенным.'
Вот как оно есть, Дело зикра - обширно, и является фавором Аллаха; Его щедрость, Его открытость и милость становятся всё шире и шире. Что есть то, что вы отвергали, не любили, что вас раздражало, и то, что вы находили тяжёлым, кроме зикра Аллаха Всемогущего в домах, как Аллах - преславен Он! заповедывал в Книге Своей? Всемогущий сказал, - 'В домах, которые Аллах разрешил построить и в которых поминается Имя Его' и далее до конца стиха (24:36). Или же вы поклоняетесь Богу, покуда тот, кто отвергнут, искушает вас? Если это так то не перенимайте это, у того, кто делает это. Отшвырните его и ударьте по лицу. Только невежественный и удовлетворённый собой думает хорошо о себе. Мы в этой области не видим никого, кто поклоняется Аллаху, как сам же и заявляет. Скорее мы видим, как некоторые студенты, которые рецитируют Куран, не молятся большую часть времени. Что же касается табака, гашиша, содомии, злословия и клеветы и тому подобного, то, что Господь наш запретил, то мы не скажем ничего не им ни тебе об этом. Мы не видим, как ты спешишь куда то так, как ты спешишь к тем, кто говорит против людей Тариката, да будет Аллах доволен ими. Это стало необходимостью для тебя во всех землях. Люди, которые присоединены к Аллаху, есть те, кто отвращается в покаянии от этого. Не отягощай себя ими и пороками их, как будто Аллах Всемогущий оградил тебя от пороков. Истина далеко от этого. 'Никто не чувствует безопасность от замыслов Аллаха, кроме заблудших' (7:99).
Кульминация же в следующем, если ты желаешь совета и безопасности от постыдности перед Аллахом, - обратись к Аллаху, Господу твоему, каясь с своих неправильных действиях, так как Аллах Всемогущий сказал, - 'Обратитесь к Аллаху, каждый из вас' и далее до конца стиха (24:31). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, - "Обратитесь в покаянии. Я обращаюсь в покаянии по семьдесят раз на дню." Другой хадис говорит о тысячи раз. Это - не смотря на то, что Аллах Всемогущий простил ему все неправильные действия и прошлые и будущие. Мы видим, что Пророк, да прибудет мир на нём, проходил через стоянки. Когда бы он не достигал стоянку, он обнаруживал другую, более высокую, чем эта, даже если стоянка эта была высока, например стоянка безопасности. Достигнем ли мы стоянок, от которых Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отвратился! Хорошие дела преданно-посвящённых - плохие дела лучших. Хорошие дела лучших - плохие дела ближних. Вы должны абсолютно обратиться в покаянии к Аллаху и сказать о каждой несправедливости по отношению к людям. Вы должны избегать лжи, злословия, клеветы, и всё запрещённое и нежелательное. Вам следует осознать то, что в сердце вашем порождает импульсы и то, что Аллах запретил вам, внутренне и внешне. Беспечные студенты, то, что у вас внешне, это то, что мы отметили и прояснили.
Мы сейчас упомянем внутренние - гордость, показуху, зависть, тщеславие, злословие, клевету, отклонение от правильного пути, глупость, жадность, и другие, генерирующие импульсы, качества, которые согласно запрещению, не должны заполнять сердце верующего. Разрешено же ему очищать сердце от них, ночью, перед днём; сидя, перед тем, как встать, если он может сделать это. Если же нет, то он должен искать доктора, по всему Магрибу, и в городах и в пустынях. Если он найдёт его, то ему не следует покидать его, не следует покидать его, а следует прильнуть к нему, пока он не очистит сердце своё от порочности, которая угнетает его и от всех его пороков. Если он не нашёл его в Магрибе, то он до он должен устремиться на Восток, немедленно. Не откладывайте, пока вы не сможете пойти с хаджи. Идите быстрее туда, так, что бы покаяние не откладывалось. А в этом случае вам нужно еще одно покаяние, так как отложенное покаяние - плохое действие, которое обязывает к покаянию. 'Тот, кто обратился от плохих действий в покаянии, подобен тому у кого нет плохих действий,' как сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Книга же Аллаха говорит, - 'Господь твой возложил на Себя милость обязанностью' и далее до конца стиха (6:54), и, - 'Это Он, Тот, кто принимает тоубу от рабов Своих' и далее до конца стиха (42:25).
Согласно великому Суфи и схоласту Сахары, Сиди Ахмеду Бадави Цвитану (ум.1275/1860; похоронен в Фезе), не существует никого, кто истинно обитает в лоне правил неразрушимого Шариата, за исключением Суфиев. В одном из своих писем он формулирует, -
Если кто-либо желает проверить и прояснить это, ему следует читать книги аль-Ихья' Имама Газали (ум.526/1111), Сунан аль-Мухтадин Имама аль-Мавакка, Рисала аль-Кушайри (ум.467/1074), Письма Сиди Ибн Аббада ар-Рунди (ум.792/1377), Нусра имама ас-Сануси (ум.899/1484), работы имама Шатиби, Нусра Исаса Ибн КХаджу (ум. 956/1541), Нусра и Мебахис Имама ат-Туджиби, работы мастеров Феза, особенно работы величайшего имама Сиди Ахмеда ибн Йюсуфа ибн ас-Сама', работы Шейха Шейхов Ахмеда Заррукка (ум.899/1484), Рисала Имама Шуштари (ум. 668/1253) и других, которых слишком много, что бы всех перечислить. [...] Достаточно доказательств можно найти и у более близких к нам мастеров - Сиди Ахмед ибн Мубарак (1156/1741), который унаследовал это от Сиди Абделазиза Дебарха (ум.1132/1717), Сиди Июсуф аль-Фаси (ум.1013/1598), который принял это от Мауланы Абдерррахмана аль-Маджхуба (ум.976/1561), Сиди ат-Тавди ибн Суда (ум.1209/1794), который принял это от Мавланы Ахмеда Сккалли (ум.1177/1762), Сиди Омар аль-Фаси, который принял это от мастера наших мастеров Мауланы Али аль-Джамаля (ум. 1193/1778), Сиди Ахмед аль-Варзази из Тетоана и мудрец, премногознающий Сиди Буджлал на востоке.
Также имеются магнетичные фукаха, Сиди Мохаммед Зарвали, Сиди Ахмед Бунафи', Сиди Ахмед аль-Малви, Сиди Ахмед ал-Кухан, Сиди Ахмед ибн Абделлах ал-Макуди из Тазы, Сиди АбдельКадир ал-Кухан и другие, великие мудрецы фукаха из Мекнеса, Сале, Рабата, Маракеша, Эссаойры и с востока, которые все приняли это от нашего мастера и учителя Моулайи аль-Арби Даркави (ум. 1239/18245). Маулана Ахмед Ибн Аджиба (ум.1224/1804) и его брат Сиди аль-Хашими, который принял это от брата в Аллахе, Сиди Мохаммеда Бузиди (ум.1229/1814), да будет Аллах доволен всеми ими. Имам Сиди Тайеб ибн Киран принял это от наших мастеров, людей Ваззана. Он, обычно посещал их собрания, где они делали зикр джалал на различные мелодии и он не возражал против того, что они делали это, и это созвучивалось с некоторыми из них, Аллах свидетель. Он и наши мастера, схоласты, люди Феза, посещали наши собрания и присутствие их было наиболее желаемым, Аллах свидетель. Сиди Каиб ибн Киран был нашим шейхом и водителем. Я, обычно изучал тафсир с ним. Когда я разрушил себя (личину свою), он, обычно, пылко желал встречаться с нами и сидеть с нами.
Все схоласты Феза поддерживали наш таджрик, так как они знали что сила в молодёже нашей происходит через поддержку Аллаха. Но, если кто-либо не ведает о шейхе, то он противостоит ему; а пылкость желания может быть распознана тем кто переживал его и страстная любовь - только тем, кто чувствовал её, как сказано. Один момент, в котором они согласились - мелодия не разрешена намеренно, до тех пор, пока она не в форме джаляля. Тогда в ней нет вреда. Я же говорил, что причина этого в том, что души человеков пьют из этих мелодий, когда они поются хорошими голосами и обретают силу и ускользают от чувственного и взлетают к присутствию Реального, табарака ва та'аля. В этом сущность действа и единственное то, почему действо предписано. Так же говорится, что сама' - обязательна для мюридов в начале пути.
Только неодобрение или же колебания класса улама могут уменьшить ревностную мотивацию, при вере в караматы (метафизические добродетели), искать прибежища у Суфийских Шейхов, обладающих властью на вмешательство Бога, и практиковать популярный Суфизм (тасаввуф ша'аби), разработанного для того, что бы демонстрировать иммунитет своих приверженцев к огню, мечу, скорпионам, и так далее. Получение одобрение от класса улама, утвердило бы всю институционную организацию Исламского мистицизма. Практически, почти каждый Марокканский Мусульманин имел своего Суфийского учителя или же святого. Суфийские ордена были в некотором смысле, одним из наиболее эффективным средством достижения равенства в Марокканском обществе, так как на зикрах ордена Султан и его наинижайший подданный, богатый и бедный - все были на одной плоскости. В то же время аспект достижения равенства посредством ордена не следует преувеличивать. Вполне естественная человеческая тенденция людей с одинаковыми основами и социального положения связываться вместе всегда работает. Городские буржуа обычно могут быть найдены в одних братствах, крестьяне - в других. Образованный человек будет очевидно чувствовать себя более комфортно в ордене который предлагает тонко-разработанную доктрину и более цельно вовлечен в мейнстрим универсализма Суннитских Мусульман. Такой человек должен притянуться к Кадирийи, Шазилийи или - начиная с девятнадцатого века - великому ордену Тиджанийя. С другой стороны, провинциал, лишённый формального образования, должен чувствовать себя более удовлетворённым, благоговея перед местной личностью, чья набожность или же достоверные чудеса удостоверяют его святость или же бараку. Законоведческая ортодоксия, представляемая улемами и просветляющая доктрина Суфизма могли поистине достигнуть рабочего взаимосоединения в Марокко, потому что заметна тенденция того, что эти два элемента поддерживались одними и теми же религиозными фигурами. Класс улама и Суфии были не соперничающими, но взаимодополняющими религиозными институтами. Они были невообразимо сложно перемешаны. Большинство улама, как уже отмечалось, были членами орденов, а некоторые - например, Сиди Мохаммед Мадани Тадили Шаркави (ум. 1232/1816) и Сиди Мохаммед Йязгхи Дилай (ум. 1283/1823) - играли активную роль в распространении доктрины и увеличении количества членов в том или же ином ордене.
Один из необычных факторов, который продолжает облегчать переход схоластов в тринадцатом/девятнадцатом и четырнадцатом/двадцатом веках было вздымание пути Сокрытого Полюса Моулана Абуль Аббаса Ахмеда ибн Мохаммеда Тиджани (ум.1230/1815) в Фезе, как одного из самых великих орденов в ортодоксии Сунитского Маликитства. Религиозные улама этого почитаемого ордена доминировали во всех аспектах духовной жизни. Сам, будучи доктором Шари'атского Закона, Моулай Ахмед Тиджани построил свой орден на принципах Курана и Сунны. Знаменитая цитата из Шейха - следующая, - "Если вы слышите, что кто-то цитирует меня, положите это утверждение на весы благородного Шари'ата. Если это в балансе, - возьмите это; если же нет - оставте; так как внутри круга Курана и Хадисов, вы найдёте Тиджанийю. А вне этого круга нет таковой." Благодаря его совершенной приверженностью Шари'ату, и притяжению многих знаменитых улама Марокко, Магриба и лежащих ниже Сахары стран, орден стали обозначать как "тарикат-уль улама" (Орден Схоластов). Среди очень выдающихся Марокканских улама ордена - фигуры аль-Вазир Сиди Мохаммед ибн Ахмед Акансус (ум. 1294/1879), Сиди Мохаммед ибн Мохаммед Генун (потомок Сиди Ахмеда ибн Йюсуфа из Бани Зарвал), Сиди Ахмед ибн Ахмед Баннани Кала (ум. 1306/1891), Сиди Мохаммед ибн Ахмед Сануси (ум. 1257/1842), Моулай Абдельмалик Дарир Алави (ум. 1318/1903), Сиди Абдессалам ибн аль-Хассан Баннани Кала, Сиди Мохаммед аль-'Хафьян Шарки, Сиди Аллаль ибн Абделлах аль-Фаси, Сидди Мохаммед ибн Джафар Каттани (ум. 1345/1930), Сиди Абдельваххаб Тази (ум. 1198/1783), Сиди Ахмед ибн Идрисс аль-Фаси (ум. 1252/1837), Сиди Мохаммед ибн Али Сануси (ум. 1274/1859), Сиди аль-Валид Лаараки (ум. 1265/1850), Сиди аль-Хадж Ахмед Беннис, Сиди Мохаммед ибн Абделлатиф Гессус (ум. 1273/1858), Сиди Абделлах Саккат (ум. после 1230/1815), Моулай Заки Лмдагхри (ум. после 1269/1854), Сиди Ахмед Баннани Кала (ум. 1306/1894), Сиди Аллаль ибн аль-КХатиб аль-Фаси Фихри (ум. 1314/1899), Сиди Идрисс Аммур аль-Фаси (ум. 1320/1905), Сиди Ибрахим Мохаммед Йязиди Алави (ум. 1322/1907), Сиди Хамид ибн Мохаммед Баннани (ум. 1326/1911), Сиди Мохаммед ибн Масуд Дебарх (ум. 1340/1925), Сиди Мохаммед Баннани Диван (ум. 1341/1926), Сиди Абдессалам Баннани Кала (ум. 1374/1932), Сиди Мохаммед Талеб аль-Фаси (ум.1375/1933), Сиди Абделлах ибн Абдессалам аль-Фаси Фихри (ум.1348/1933), Сиди Абделькарим ибн аль-Арби Баннис (ум. 1350/1935), Сиди Мохаммед ибн Мохаммед Саккак (ум. 1354/1939), Сиди Абдельвалид ибн Абдессалам аль-Фаси (ум. 1361/1946), Сиди Мохаммед Ла'хджуджи аль-Фаси (ум. 1371/1952), Сиди Мохаммед ибн аль-Арби Сайех (ум. 1309/1894), Сиди Мохаммед ибн Мусса Хамдави Слави (ум. 1328/1908), Сиди Мохаммед ибн Мохаммед Генун (ум. 1326/1911), Сиди Абделькадир Лепрес (ум. 1332/1917) и Сиди Ахмед Алами Рахуни (ум.1373/1958). Сиди аль-Хусейн ибн Ахмед Ифрани ( ум. 1328/1913), аль-'Алама Сиди аль-Хассан аль-Баакили (ум. 1363/1948), Сиди Али Исики Суси (ум. после 1370/1951), Сиди Али Драрки Суси (ум. после 1370/1951), Сиди Тахир ибн Мохаммед Суси Бакри (ум. 1374/1959), Сиди Мохаммед ибн Али Суси, Сиди Мохаммед ибн Абдельвахид Надхили (ум. 1370/1951), Сиди Белахссен Джакани Суси (ум.1419/2004). Последний лично инициировал Мухаддиса аль-'Харамайна , Шарифа Сиди Мохаммеда ибн Алави аль-Малики Дебарха (ум.1417/2006).
Отсюда.