Вопрос:
Какое минимальное количество молитв в день должен восполнять тот, кто не совершал салят в течении нескольких лет или месяцев?
Ответ сиди Абдус-Шакура Брукса:
Шейх Дардир упоминает в своем комментарии к Мухтасару Халила, называемом аль-Шарх аль-Кабир, что откладывать возмещение пропущенных молитв это харам. Это означает, что является харамом не использовать свое время на протяжении дня для возмещения молитв, за исключением времени, необходимого чтобы заниматься своими потребностями.
Шейх аль-Дасуки в своем комментарии на полях аль-Шарх аль-Кабир прокомментировал формулировку шейха Дардира: «за исключением времени, необходимого чтобы заниматься своими потребностями», таким образом: «Он имеет в виду время, которое требуется для работы, чтобы получить необходимые средства к существованию».
Шейх Абуль-Хасан в своем знаменитом комментарии на аль-Рисалю Ибн Аби Зейда, называемом Кифайя аль-Талиб, комментируя слова Ибн Аби Зейда: «чтобы это было легко для него (касательно восполнения пропущенных молитв)» отмечает, что это выражение Ибн Аби Зейда здесь является указанием на избежание трудностей в совершении молитв, и что не существует определенного числа или ограничений количества молитв, однако следует совершать их, когда есть возможность, после поисков пропитания (но нельзя быть небрежным в их совершении). Кроме того, человек не должен отказываться от своей работы, необходимой для получения средств к существованию, чтобы совершать эти свои молитвы.
Шейх аль-Адави в своих пометках на страницах Кифайя аль-Талиб отмечает, что необходимыми считаются вещи, которые надо иметь для удовлетворения мирских потребностей, такие, как сумма денег, необходимая для заботы о семье (в том числе и о родителях, если они бедны или не достаточно состоятельны, чтобы прожить одним), а также знания, которые обязательно знать каждому.
Итак, что следует понять из этого, так это то, что не существует определенного количества возмещаемых ежедневно молитв, скорее это связано со способностью человека, и при этом он не должен пренебрегать ими после того как добыл необходимые средства существования.
Некоторые маликитские ученые отмечают определенное количество пропущенных молитв, которые человек должен возмещать каждый день, чтобы не считаться небрежным (по-арабски "مفرط"), но мнение имама Малика в аль-Мудавване, состоит в том, что надо молится в соответствии со своими способностями. И наконец, интересный момент упомянут в книге «аль-Тадж ва аль-Иклиль» шейха Мухаммада бин Юсуфа (х.798), которая является надежным комментарием к Мухтасару Халила, что человек не должен заниматься делами, выходящими за рамки необходимого (например, брать дополнительные часы работы или зарабатывать дополнительные деньги на карманные расходы, или совершать дополнительные добровольные молитвы), ибо это греховно для него.
(Конец фатвы сиди Абдус-Шакура Брукса)