Гунци (公期): обычай поклонения духам-покровителям

Oct 03, 2013 11:20

Славен и пригож Хайнань своими обычаями. О парочке из них было рассказано тут и тут. Сегодняшнее повествование хочу посвятить еще одной традиции, живущей в нашей островной провинции. Обычай этот посвящен поклонению духов - покровителей и называется он Гунци (公期 gong qi дословно «общая дата», «общий период»). Справляется Гунци не только на Хайнане, но и в Гуандуне и Гуанси, правда, именно хайнаньский считается самым особенным.
Название "Гунци" обычаю дали вэньчанцы, в большинстве других мест эту традицию принято именовать Цзюньпо (军坡 jun po дословно «военный склон»). Несмотря на то, что за разными названиями скрывается один и тот же смысл, сами вэньчанцы могут не понимать, что есть Цзюньпо. Гунци считается более утонченным именем для Цзюньпо. Вэньчан изначально был культурной столицей Хайнаня, т.к. именно это место стало городом, где селились первые переселенцы с материка.



Происхождение, празднования и другие тонкости
Что представляет из себя обычай Гунци, откуда пошел и как отмечается?
Традиция восходит к поклонению духов-защитников конкретной местности. Эти духи являются воплощением ранее существовавших людей, связанных с именем выдающейся Сянь Фужэнь (冼夫人 xian furen), ее военачальниками и вождями племени Ли. По сути, праздник посвящен людям, которые после своей смерти получили признание на Хайнане и стали покровителями тех или иных регионов. Гунцы включает поклонение как мужским духам, так и женским. Это связано с тем, что большинство командующих подчиненных Сянь Фужэнь были девушками.
Несмотря на то, что традиция живет на Хайнане, духи, которым поклоняются не являются коренными хайнаньцами. Святые эти считаются покровителями определенной местности, их еще принято называть «хозяевами территории»: один хозяин заведует одним регионом. Люди, живущие на конкретной территории, поклоняются своему покровителю в период празднования Гунци. Если человек переезжает из одного региона в другой, то он начинает поклоняться духу того места, куда он переехал.



Стоит особо отметить, что «покровитель» может быть перепродан. Это происходит в том случае, если регион терпит финансовые трудности либо по каким-либо другим причинам больше не может совершать поклонения. В таком случае, покровитель должен быть перепродан другой территории. Но до того, как акт продажи не будет свершен, Гунци должен соблюдаться, в противном случае, принято считать, потомки сей местности будут испытывать сложности и исчезнут совсем.
Жители конкретной территории по отношению к «хозяину» этой территории считаются его потомками. Тем не менее при переезде с одной территории на другую потомок обретает нового «хозяина» и по отношению к своему новому покровителю начинает считаться потомком.
Что касается самого празднования, то проходит оно либо в день рождения духа-покровителя, либо в день, отмеченный важными историческими событиями в конкретной местности. В большинстве мест в Вэньчане заведено справлять Гуньци в первый месяц года по лунному календарю. Такой выбор обусловлен тем, что хайнаньцы полагают, начало года задает жизнь всего последующего года. Как год встретишь, так его и проведешь, потому люди отмечают Гунци и задабривают духов-покровителей, чтобы те берегли своих потомков.



Организацией празднования занимаются местные комитеты. Во время «гуляний» происходят оперные представления, устраиваются зрелищные выступления мастеров, которые протаскивают металлическую спицу через кожу рта, притом в местах входа и выходы спицы не остается никаких следов, «заклинатели» огня ходят по раскаленным углям и остаются невредимыми.
Конечно, очень важными являются застолья. Во время празднования Гунци не только близкие люди могут заглянуть в дом на «огонек», но и незнакомые гости. Причем все одинаково должны быть радушно встречены и обогреты. В гости обычно ходят с фруктами или конфетами.





Отмечая Цзюньпо, важно сохранять душевное равновесие, приподнятое настроение, в этот день нельзя ругаться, драться, проявлять негативное эмоции, иначе дух-покровитель оставит без своей защиты, и год будет неудачным.
Яркой частью празднования является исполнение хайнаньской оперы. Исполняется она на хайнаньском наречии. Игра актеров свидетельствует об их мастерстве. Дело в том, что в опере присутствует много персонажей, исполнитель каждого героя заучивает роль индивидуально с помощью преподавателя, который некогда исполнял этого персонажа. Встречаясь на сцене, актеры - исполнители всех ролей должны показать слаженную игру и создать цельное представление.









Справка 冼夫人
冼夫人 (Сянь Фужэнь xian furen) или 冼珍 (512-602 гг, по другим данным год смерти 590), выдающаяся военачальница, княгиня южного региона Гаолян (юго-запад современного Гуанчжоу), жившая в эпоху Южных и Северных династий (420-589 гг). Принадлежала к этнической группе ли ( 俚人, современное написание 里人 liren), от которой пошли современные чжуаны (壮族 zhuang zu).
Сянь Фужэнь сыграла важную роль в объединении разрозненных племен, проживавших на Хайнане, и присоединении Хайнаня к китайской территории. Именно она начала строительство древнего царства Ячжоу (崖州 ya zhou), тем самым официально превратив Хайнань в административный регион Китая.
На настоящий момент в Китае существует более 200 храмов, посвященных госпоже Сянь. Наиболее крупный находится в Гаочжоу (高州 gao zhou).



Один из семи эпизодов зрелищного шоу 三亚千古情 (sanya qian guqing) посвящен Сянь Фужэнь.

Фотографии празднования предоставил мой хороший друг-фотограф Роджер, который и сам там был мед-пиво пил ел курицу по-вэньчански и другие вкусности.

обычай, Роджер, Хайнань, Гунци, фотки

Previous post Next post
Up