Mar 20, 2012 23:39
...«Перед самым снегом в горы приехал помощник пристава и назначил старшиной, как он сказал, «на время» Чаборза. Он пояснил, что Чаборз вырос при Гойтемире, знает людей и должен справиться с этой работой. Главное, чтобы никто не нарушал законов, не рубил государственный лес, не принимал участия в грабительских вылазках на Военно-Грузинской дороге.
Народ спокойно выслушал его. Горцам не было безразлично, кого назначат старшиной. Но так как Чаборз наполовину обосновался и жил теперь на плоскости, он был для них более подходящим, чем другие. В то время, когда он будет уезжать, можно, не боясь, работать в лесу.
На сходе выступил и Чаборз. Говорить он еще не умел, краска заливала его лицо и шею. Но все-таки кое-что ему удалось сказать. Он напомнил о том, что его отец был одним из тех старшин, которые еще очень давно подавали царю бумагу с просьбой, чтоб царь принял ингушей под свое покровительство, и что он, Чаборз, тоже будет стараться служить царю правдой и не потерпит, если кто-нибудь позволит себе нарушать порядок жизни, установлен-ный властью и Богом. И еще он обещал выучиться русскому языку. У отца было много друзей казаков, и Чаборз, имея дом на равнине, теперь будет часто видеть их и учиться разговари-вать.
Приехавший с помощником пристава ингуш-переводчик перевел речь Чаборза. На-чальник был очень доволен.
Съев барана, гости и Чаборз на второй день уехали. А горцы отправились в лес, кото-рый считался государственным, и с особым усердием принялись заготавливать топливо, тща-тельно пряча щепу и срубая деревья низко, под самый корень» - И. Базоркин роман «Из тьмы веков», глава пятая «Праздник божьеликой Тушоли».
В этом отрывке, из произведения нашего великого классика, ярко отражено положение ингушей последних десятилетий XIX, XX и, как это ни парадоксально, начало XXI века...
Но наш разговор не о романе, а о том, что трагическую аналогию легко провести с се-годняшним днем, когда присутствие человека в космосе - так же обыденно, как личный «Мерседес» в гараже соседа, а ингушский народ на собственной земле, в собственном доме проживает на правах квартиранта...
И самое трагичное в том, что кичливость, ханжество, высокомерие и жестокость от-дельной прослойки недалеких выскочек из рядов собственного народа, активно влияют на конкретные ситуации и серьезные исторические вопросы.
Восемь веков кряду ингуши ведут неравную борьбу за свое существование - в нерав-ном поединке со стихиями природы, с захватническими набегами горезавоевателей и с игом разноликой тирании.
В конце 80-х начале 90-х годов XX столетия, на волне гласности и демократии -вскружившей головы многих поколений и народов, казалось бы, наступило то, о чем мечтали миллионы простых людей - справедливость и истинное равноправие. Одни - вздохнув от тя-желого бремени «застоя» и неофициальной политики «последышей» сталинизма принялись бороться за неистребимые идеалы общечеловеческой гуманности, отдавая себя целиком на-ционально-патриотическому движению. Другие - вдохнув «свободу действий» принялись разворовывать ресурсы и делить территорию когда-то «Великой державы», создавая националистические, формальные и неформальные партии и движения, преобразовав «культ личности» в «культ государственных интересов» - грубо и неумело навязывая раскол общества на социальные и национальные группировки...
Со времен монголо-татарского нашествия ингушей преследует роковая участь - нести ответственность и играть ключевую роль на всех этапах истории Северного Кавказа, а в XX веке и России. Но, при любом стечении обстоятельств (по причине врожденного благородства и чувства долга), они оказываются на задворках Истории...
Случай свел меня с человеком - скромным, доступным и человечным - Бембулатом Берсовичем Богатыревым. Человеком - гуманистом, посвятившим всю свою жизнь торжеству справедливости и добившемуся восстановления попранных прав для многих народов - «Закона о реабилитации репрессированных народов». В период своей депутатской деятельности, разговаривая на равных с руководителями Советского и Российского государства, он сохранил честь и достоинство в среде нечистоплотных «политиканов» и «кликуш», отстоял, вопреки внешнему и внутреннему противодействию псевдопатриотов, Ингушскую государственность- воплощение вековечной мечты свободолюбивого народа...
Но противостояние «оголтелых» и близоруких самодуров при власти перешло за грань кровожадной жестокости и привело к трагическим событиям осени 1992 г., чем не преминули воспользоваться выскочки и карьеристы, завоевавшие сомнительный авторитет на «государственной службе» и называющие себя избранниками народа. Воспользовавшись сумятицей ЧП, они лихо взялись зарабатывать политический и материальный капитал на вековечных грезах и страданиях ингушей, не гнушаясь ничем, в первый же год после трагедии, отстроив двухэтажные особняки на глазах обнищавших людей, которые по сей день,, проживают в лагерях беженцев.
Клика горлопанов, тщедушных «старцев» и иже с ними пытались очернить доброе имя Б.Б. Богатырева, добившегося для них общечеловеческих прав и элементарного признания во всем мире народа - имя которому Ингуши.
«Чистый источник невозможно замутить и тем более заглушить, потому, как этот ис-точник чистый»...
Титаническая работа, проведенная Б.Б. Богатыревым, зафиксирована во всевозможных государственных документах СССР и РФ. Даже заклятые враги, которым его деятельность была, как кость в горле, признавали в нем великого политика, непревзойденного оратора, достойного противника и снимали перед ним шляпу. С внешним злом бороться было не трудно, как солдату в бою «вот враг, вот я», но зло внутреннее неискоренимо, поскольку оно прячется под маской «благородства и благодетели» и ждет своего часа, чтобы нанести решающий удар...
Каменщик должен строить дома, пекарь печь хлеб, а политик делать профессиональ-ную политику. Задача не простая и требующая постоянного контроля над ситуацией и высо-кого профессионализма лидера и его команды. На основном, самом трудном этапе, на глазах всего мира Б.Б. Богатырев, возглавляя команду депутатской группы ЧИ АССР, развенчал не-зыблемость сталинско-бериевского наследия безнаказанности и законности, принятых ими актов по насильственному переустройству границ, и выиграл парламентское сражение по принятию «Закона о территориальной реабилитации».
«Но на поверку земля предков ингушам не нужна - они от нее отвыкли»...
Анализировать и проводить параллели деяний руководящих политических деятелей - это неблагодарная работа, но последовательность прошлого и настоящего руководства РИ лишь в одном - предание забвению роли Б.Б. Богатырева и некоторых его соратников. И самое главное - неиспользование зачатков исторического самосознания и самооценки в обществе других народов, без участия которых невозможно идти к полноценному развитию, а регрессивная пассивность со ссылкой на неготовность ингушей к решению кардинальных вопросов.
... «Съев барана, гости и Чаборз на второй день уехали. А горцы отправились в лес, ко-торый считался государственным, и с особым усердием принялись заготавливать топливо, тщательно пряча щепу и срубая деревья низко, под самый корень».
Руслан Албаков-Мяршхи
гордость Ингушетии,
ингуш,
Бембулат Богатырев