Педагогическая поэма Марем Галаевой
Марем Юсуповна Галаева, директор назрановской гимназии №1, без всякого сомнения, относится к когорте тех педагогов, которые составляют на сегодняшний день гордость российского образования. Благодаря таким лучшим в своей профессии людям, для которых педагогика стала делом их жизни, российское образование сумело сохранить и свои замечательные традиции, и преемственность даже в те тяжелые времена, когда общество столкнулось с глубоким кризисом идей, а государство по сути стояло на грани распада. Посреди океана социальных и политических катаклизмов, захлестнувших страну, тогда, пожалуй, только школа оставалась той тихой гаванью, где негромкими, но проникновенными словами по-прежнему учили любить Родину, сходившую с ума, и писать это слово с большой буквы. И пока кто-то то ли с сожалением, то ли с плохо скрытым злорадством вещал о потерянном поколении, именно учителя отчаянно боролись за то, чтобы это поколение спасти, снабдить его четкими жизненными ориентирами, восстановить разлитую грань между добром и злом… Марем Галаева родилась в Казахстанском городе Кустанае.
Окончив в свое время 38-ю грозненскую среднюю школу, в 1973 году она решила продолжить свое образование в Чечено-Ингушском госуниверситете им. Л.Н. Толстого. Юная девушка избрала для себя факультет романо-германских языков и потом уже ни разу не пожалела о сделанном выборе. Так с 1978 года и начала она писать свою педагогическую поэму. Работала в школах Малгобека, Грозного и Назрани, обретая опыт и стремительно поднимаясь по ступеням профессионального роста. Вскоре Марем Юсуповна уже руководила работой методического объединения учителей иностранных языков, а ее личный архив начал прирастать
многочисленными почетными грамотами от министерств просвещения ЧИАССР, РСФСР и СССР. Очередной вехой на ее педагогической стезе стало звание "Старший учитель". В конце 90-х годов М.Ю Галаева работала директором назрановского лицея, а сразу после открытия первой в Ингушетии гимназии возглавила педагогический коллектив этого инновационного учреждения образования. Гимназия делала только первые шаги, а у Марем Юсуповны уже была четкая концепция ее развития. Для успешной реализации этой концепции Галаева собрала вокруг себя удивительно сплоченную команду единомышленников, которая во всех смыслах уникальна. Тон в работе здесь задают заслуженный учитель Российской Федерации Ахмед Сергеевич Базоркин, заслуженные учителя Республики Ингушетия Лейла Магомедовна Сакалова, Айшет Увайсовна Амерханова, Лидия Абдурахмановна Дзаурова, Зина Камбулатовна Евлоева, Ася Абукаровна Ужахова, Хава Магомедовна Яндиева, Макка Гамидовна Далакова, Светлана Васильевна Гарлинова, Лейла Исропиловна Галаева, Лида Абдулмажитовна Шадиева, Лилия Хусеновна Бокова, почетный работник общего образования РФ Луиза Султановна Озиева, заслуженный деятель науки Республики Ингушетия Нурдин Даудович Кодзоев, заслуженный работник культуры РИ Марем Ахмедовна Ялхароева, заслуженный деятель искусств РИ Заира Крым-Султановна Нальгиева, заслуженные артисты Ингушетии Магомед Юнусович Алдаганов, Марем Тугановна Дзейтова, Башир Магомедович Гайсанов, Фатима Асхабовна Ахкильгова и многие другие. В гимназии работают сегодня 72 педагога, и, пожалуй, каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Так высока и ответственна та миссия, которую они несут, руководствуясь идеями гуманизма и великими принципами, определяющими совершенную модель воспитания человека XXI века. Директор назрановской гимназии №1 М. Ю. Галаева по праву может гордиться своими достижениями и достижениями своих коллег. - Основной задачей
нашего педагогического коллектива, - говорит Марем Юсуповна, - является создание школы, соответствующей давнишним затаенным желаниям отцов и матерей, духу времени, укладу современной жизни и требованиям педагогической науки. Преподаватели нашей гимназии убеждены, что любовь к гимназии достигается сердечным обращением с воспитанниками, пониманием их желаний, запросов и интересов. Они прилагают все усилия, чтобы научные знания, получаемые в гимназии, способствовали созданию просвещенного человека в самом широком смысле этого слова. Ведь, как говорили древние: "Ad cogitandum et agendum homo natus" - "Для мысли и деяния рожден человек". Другой основой жизни гимназии является тесное содружество школы и семьи, которые всячески стараются сблизиться и создать связанное одними интересами общество. Культ знаний, умение этими знаниями пользоваться, стремление к научным достижениям, творческим открытиям и спортивным победам закладываются в наших ребятах еще в начальных классах. У гимназии есть своя история, свои традиции и свои правила, которые неукоснительно соблюдаются и почитаются. А главное, здесь царит особый дух счастливой жизни - яркой, насыщенной, плодотворной, - дух, пропитанный взаимной поддержкой и родством душ. Словом, все у нас как в дружной семье… В 2001 году за многолетний добросовестный труд и успехи в области образования М.Ю. Галаева удостоилась высокого звания заслуженного учителя РИ. Спустя еще два года, Указом Президента Ингушетии М.М. Зязикова она была награждена орденом "За заслуги" - высшей государственной наградой республики. Обладатель почетного звания "Лауреат Артиады народов России", член общественного совета при президенте РИ, Марем Юсуповна не просто созерцает жизнь и окружающую действительность. Она из тех неуспокоенных людей, которые всеми силами пытаются сделать наш мир краше и совершенней. Потому о ней с уважением и восхищением говорят в профессиональном сообществе, а вот уже для нескольких поколений своих учеников она и вовсе стала примером для подражания. Талантливый педагог, умелый организатор, высокий профессионал - таких словосочетаний применительно к Галаевой можно было бы подобрать множество. Но все они так и останутся словно вырванными из какой-то служебной характеристики до тех пор, пока вы хоть на миг не заглянете в глаза этой удивительной женщины. В зависимости от обстоятельств, они могут быть веселыми, грустными или уставшими, но вы всегда различите в них тот ясный свет, что выделяет из толпы людей, отмеченных Божьей искрой. Таковы и все ее единомышленники,
общаясь с которыми я провел в гимназии №1 два счастливых дня. Кстати, не меньшим удовольствием было общаться и с гимназистами, даже просто наблюдать со стороны за тем, как ведут они себя было интересно. Кто-то из них рассказывал мне о своих успехах, искренне досадуя при этом, что занял на престижном научном форуме "всего лишь" третье место, кто-то водил меня по коридорам и переходам этого огромного здания, где сияет идеальной чистотой каждый уголок, с кем-то мы и вовсе перекинулись лишь парой фраз в учебной части. Приветливые, воспитанные и вежливые, эти дети покоряли своей открытостью и ощутимым чувством собственного достоинства. Уже позже я вдруг поймал себя на мысли, что за все время моего пребывания в гимназии я не услышал здесь привычного гвалта и шума, который после звонка на перемену словно ввергает в состояние неуправляемости и хаоса вполне респектабельные учреждения образования, куда меня приводил когда-то профессиональный интерес. При этом, в гимназии, конечно же, тоже никто не ходит строем - дети здесь также подвижны, как и их сверстники из других школ. Более того, тут их и значительно больше, нежели во многих иных общеобразовательных учреждениях республики. Заботам педагогов и воспитателей гимназии №1 города Назрань поручено 1030 учащихся. Наверное, эту необычную атмосферу, царящую в коридорах и учебных кабинетах гимназии, как, впрочем, и высокую результативность работы здешних педагогов, отчасти объясняют и слова председателя управляющего совета гимназии, кандидата медицинских наук Р. А. Аушева. - Наше образовательное учреждение, - говорит он, - это вторая семья наших детей. Мне, как, наверное, и всем родителям, хочется, чтобы мои дети с радостью ходили в школу, чтобы им было интересно учиться, чтобы их знания не ограничивались лишь учебниками. Сейчас я уже понимаю, что мои желания сбываются. Наши дети (сын и дочь) с удовольствием изучают энциклопедии, выполняя домашнее задание, часто пользуются различными словарями. А каким событием стало для них участие в проектах национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России"!
Наша Ингушетия очень молода. Гимназия в два раза моложе. И тем более приятно, что за такой небольшой срок в школе уже сложились свои традиции. Являясь преподавателем высшей школы, я с большим удовлетворением воспринял создание в гимназии кафедр, переход на триместровую и семестровую формы обучения. Наши дети намного лучше будут подготовлены к поступлению в вузы. Этому способствуют и многочисленные клубы, где любой ученик может углубленно заниматься полюбившимся предметом. Я не зря назвал нашу гимназию семьей. Это действительно большая и дружная семья. "Мама" - директор, кажется, знает всех учеников по именам. За ее внешней строгостью и требовательностью скрывается огромное желание сделать гимназию лучшим образовательным учреждением. Лучшим в республике и в стране. Так ведь и родители хотят, чтобы их дети были лучшими. В 2004 году я побывал в Казахстане, где спустя четверть века мы, выпускники 1979 года карагандинской школы №1, вновь собрались в стенах, в которых прошло наше интересное школьное детство. Рассказывая своим детям об этой встрече, о своих школьных друзьях, поймал себя на мысли, что очень хочу, чтобы они через десятилетия с таким же желанием встречались со своими одноклассниками и учителями, чтобы всегда считали свою гимназию лучшей, как и мы считаем до сих пор лучшей нашу школу. Думаю, что благодаря педагогическому коллективу гимназии №1 города Назрань, так оно и будет!.. Рассказывая о назрановской гимназии, нельзя не отметить, что подавляющее большинство работающих здесь педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории. И хотя до сих пор принято считать, что школьное образование по своей сути консервативно, профессиональная деятельность наставников гимназистов делает это утверждение все более спорным.
Педагогическое сообщество республики с большим интересом наблюдает за тем, как здесь внедряются в учебно-воспитательный процесс авторские образовательные программы, методики и технологии, разработанные преподавателями гимназии. Подобные разработки в конечном итоге эффективно воздействуют на общую положительную динамику роста всех показателей, поднявших это инновационное учреждение образования на качественно новую ступень развития. Впрочем, как отмечает министр образования РИ профессор И. А. Танкиев, профессиональное мастерство педагогов гимназии уже давно признано на всех уровнях. В разное время в республиканском конкурсе "Учитель года" лидировали Магомед Израилович Барахоев, Ада Асламбековна Газдиева, Лейла Руслановна Сапралиева (она, как мне рассказывали ее коллеги, вывела недавно новую математическую формулу, заинтересовавшую столичных светил науки). А вот Магомед Баширович Парагульгов стал победителем конкурса учителей английского языка, который проходил в феврале 2006 года в г. Сочи в рамках проекта Британского Совета и вошел в авторскую команду по разработке программы нового учебного курса английского языка для старших классов общеобразовательной школы "Воспитание толерантности через обучение иностранным языкам". По итогам участия в Американо-Российском конкурсе учителей английского языка М. Б. Парагульгов также награжден сертификатом "Достижения".
Читать статью полностью
http://www.ingush.ru/serdalo336_2.asp От себя хочу добавить, Марем Юсуповна - профессионал, трудоголик, отличный управленец, посвятивший жизнь воплощению своей заветной мечты - создания в родной республике одной из лучших инновационных школ РФ.
Ничего нас так не расслабляет как невыполнение своих обязанностей тем, кто тобой руководит. И наоборот, безукоризненное выполнение своих обязанностей руководителем приводит тебя в ужас от того, что ты где-то не выполнил свою работу. Сто процентный факт. Вот в чем секрет успеха управления и Марем Юсуповны. "Строгая, но справедливая" - вот как ее характеризуют. И это именно то, что нужно нашим управленцам, чтобы наконец стали происходит реальные изменения в РИ.
Где бы мне не приходилось бывать - будь то какое-нибудь управление, министерство, организация - такой дружеской атмосферы, высокой культуры сотрудников, реальной работы учреждения, как в гимназии №1 г.Назрань и Национальной библиотеке РИ им.Джамалдина Яндиева, не видела.
Еще одна черта Марем Галаевой - это скромность. Несмотря на многочисленные награды, статус гимназии,вы не услышите от нее "Я Я Я". Она всегда подчеркивает невозможность достижения успехов без соответствующей команды. Лишним доказательством этому являются статьи о ней или гимназии, где рядом с ее именем обязательно находится учительский состав.
Когда человек работает во благо, он не беспокоится о том, что его заслуги останутся незамеченными, не старается прославиться, подняться выше по карьерной лестнице. Многим этого не хватает... Марем Юсуповна давно могла бы стать министром образования РИ, но ей (как и Дамблдору из "Гарри Поттера":)) просто хочется работать с детьми, заниматься любимым делом, в котором она разбирается прекрасно. И я надеюсь, что так оно и будет как можно дольше, потому что, как бы там ни было, гимназия - это гимназия в огромной степени благодаря тому, что Марем Галаева ее директор. И в этом со мной солидарны ученики школы)
Картинка из группы вк Гимназия, почему бы и нет?