Ночь в музеях

May 18, 2010 04:28

Ночь музеев - забавный массовый психоз. Казалось бы, ходи себе на здоровье по всем тем же музеям днём. Конечно, за 250 рублей в 50 музеев не каждый день пускают. Но ведь и за ночь 50 музеев оббежать реально нет возможности. Разве только как КП во время ориентирования: Русский музей, памятник на площади перед музеем, фамилия на постаменте, ага. Но запретный плод сладок, и публика с нетерпением ждёт именно этой заветной ночи, чтобы с девяти пополудни и до первых петухов ломиться во все двери в поисках культуры.

Вот казалось бы, что мешало мне посетить выставку Рериха в течение предыдущего месяца? Ничего. Но, поддавшись массовому психозу, в половине двенадцатого ночи я «в толпе других счастливцев» переступил порог ЦВЗ Манеж. Рериха я люблю. То есть, очень люблю. Все эти его Гималаи и Гиндукуши, освещённые утренним или вечерним солнцем. Я даже приобрёл одну репродукцию, на холсте и в рамке, повешу на стенку, буду любоваться. Там снежные горы, дерево с заиндевевшими листьями, светло-жёлтая полянка с зелёной травкой (её тёплые тона приятно контрастируют с холодом фона), а под деревом сидит человек и играет на флейте.

Мне живётся забавно: куда ни шагни, натыкаешься на фрагменты биографии. Вот Рерихи чуть ли не на Шавлинском озере, на Алтае. Из карты путешествия ясно, что они были чуть западнее, километрах в ста от наших мест. Но разглядывать карту не было времени: мосты вскоре должны были развести, а я очень хотел успеть во ВСЕГЕИ. Это не то, что можно подумать, а ВСЕроссийский ГЕологический Институт. Единственным членом семьи, разделяющим мою страсть к Бессмысленному Энциклопедическому Знанию, является моя самая младшая сестрёнка. Вот с ней-то мы и помчались на Благовещенский мост и как раз вовремя, потому что люди в жёлтых жилетках уже готовили к бою свои заборчики.

Во ВСЕГЕИ я был только однажды, в шестом классе, во время подготовки к всероссийской геологической олимпиаде. Мне была нужна какая-то редкая статья из читального зала библиотеки ВСЕГЕИ, куда шестиклассников почему-то не пускали. На счастье мой научный руководитель (в шестом-то классе!) договорился со своим знакомым, сотрудником института, чтобы тот провёл меня внутрь, взял журнал на своё имя и посадил читать. В те давние времена наша страна была ещё похожа на что-то человеческое, охраны и турникета не было, и я без труда попал внутрь. Классический профессор приветствовал меня... Что была за статья, я уже не помню. В самой работе мы убедительно доказывали, что господствующая теория в области движения континентов ошибочна. Господствует она и поныне... Вот цитата из моего опуса: «...Главное, это понять, что тектоника плит не является идеальной и всемогущей. Усомниться в казалось бы очевидных, но ложных аксиомах. Ещё раз проверить их с помощью новых фактов. Это тяжело. Но сделать это необходимо. Иначе мы так всё время и будем замазывать дыры ветхого парусника, когда нам предлагают современный теплоход». Современный теплоход. Вот так.

Геологоразведочный музей ВСЕГЕИ производит сильное впечатление. Объём коллекции поражает воображение (причём можно догадаться, что на витринах выставлена только малая часть). Минералы. Магматические и метаморфические породы. Осадочные породы. Чудеса кристаллической структуры: друзы (сросшиеся кристаллы выпуклой формы) и жеоды (нарастание кристаллов на внутренней стороне полости, образовавшейся в неблагородной породе). Руды. Целые ряды руд редких металлов до урана включительно. Наконец, палеонтологический раздел: завитушки аммонитов, отпечатки растений, скелеты древних рыб и т. д. и т. п. На фоне этой коллекции даже заявленный в рекламе скелет динозавра смотрелся как-то бледно. А вот огромная карта СССР, сделанная из поделочных камней с кристалликами горного хрусталя вместо городов, действительно великолепна. Где-то на фоне классический бардовский голос пел классическую бардовскую песню из репертуара классических геологов. Ну что ж, могло быть и так, если бы не один поступивший на Геофак одноклассник, который сказал о перспективах моей геологической карьеры: «Ты столько не выпьешь».

В общем, как говорится, в Планетарий я уже не пошёл. Сведённый на полчаса в середине ночи Благовещенский мост представлял собой жуткое зрелище: пробка в обоих направлениях из машин и пешеходов. Всё же мы успели перебраться на левый берег Невы. На Исаакиевской площади гулянье вовсю продолжалось. Но пора было ехать домой прилаживать Рериха. Очень уж он у них замечательный.

ностальгия, факты, погуляли и хватит

Previous post Next post
Up