В индийском эпосе «Рамаяна» есть одна история.
После того как царевич Рама вернул свою царевну Ситу из плена демона Раваны, он был вынужден, согласно существующей традиции, провести ритуал очищения своей жены, чтобы в народе не было домыслов о том, чиста его жена или нет. Царевна Сита, как нормальная женщина, обиделась и после прохождения ритуала вообще ушла от Рамы. Так Рама потерял любимую жену, но уберег свою власть от критики и народных волнений.
Есть ещё одно событие из реального прошлого Древней Греции.
Мудрец Сократ решил не избегать смертного приговора. Хотя у него были все возможности для этого. Он считал, что люди, для которых он был авторитетом, в таком случае перестали бы исполнять законы Афин. И это, по его мнению, не привело бы к благу общества. Несмотря на постоянную критику общественной жизни афинян, Сократ всё же считал необходимым исполнять законы для процветания общества в целом.
Нам, уставшим от политики, вероятно, непросто уловить смысл действий двух героев - мифического и реального. Ведь российскому народу всегда было чуждо следовать закону. У нас даже поговорка сложилась: «Закон - дышло: куда повернешь, туда и вышло».
По сути, закон практически никогда не был элементом механизма государственной машины. Ведь тот, кто стоял у руля государства, и определял механизм его работы. Не закон, а отношения внутри властной элиты всегда были содержанием этого механизма в России. А закон всегда трактовался выборочно в зависимости от ситуации.
У нас, как у нации, исчезло, а точнее, в полной мере никогда и не существовало понимание смысла работы государственного механизма.
Попробуем вспомнить, что государство - это надстройка над обществом, смысл которой - оградить его от опасностей внутренних и внешних и справедливо перераспределять ресурсы для нормального обеспечения его жизни.
Почему так важно соблюдение закона личностями, обладающими политической или культурной властью?
Потому что выполнение закона обеспечивает справедливое функционирование этого механизма. Только в его справедливом устройстве есть смысл существования государства для общества.
Если человек, обладающий большим нравственным авторитетом, начинает вести себя безнравственно, то в обществе исчезает нравственность. Если первые лица государства не соблюдают установленных законов, то порядок в государстве нарушается.
Если государство перестает выполнять свои функции, то ради чего оно вообще существует?
Например, Президент и Ко в политических целях решают разгромить олигарха. К разгрому подключаются все структуры исполнительной и судебной власти. Указания идут по цепочкам исполнительной власти. От чиновника к чиновнику. Правдами и, главное, неправдами олигарха сажают. Он разгромлен. Что происходит дальше?
А дальше какой-то чиновник из этой властной цепочки может захотеть захватить бизнес обычного предпринимателя. Он спускает ниже по властной вертикали «просьбу разобраться» с нужным человекам. Вряд ли кто-то из нижестоящих будет уточнять, указание ли это администрации президента или нет, если в предыдущих разборках отсутствовала законность и тем более нравственность.
В результате сейчас власть чиновников в России почти безгранична. Так как произошло слияние судебной и исполнительной власти, любой человек, который не понравился чиновнику, может оказаться в тюрьме. Если мы имеем более-менее регулярный доступ в Интернет, то знаем о подобных событиях.
В результате государственный механизм, смысл которого - воплотить в жизнь надежду общества «кто прав, тот и сильнее» (сила в правде), работает по формуле «кто сильнее, тот и прав».
Так как сейчас самым сильным элементом власти является президент, то модель отношений президента и закона в той или иной форме повторяется во всех сферах государственного механизма.
Таким образом, используя в качестве структуры государства не закон, а негласный договор элит, власть сама порождает коррупцию.
Задумаемся: если государство не выполняет свои функции, то какой смысл находиться в таком государстве, в любой момент ожидая удара от какой-то части государственной машины?
Зачем жить в России, подвергая себя и своих близких опасности?
Платить налоги за то, чтобы работала эта страшная машина, которая зависит от настроения «винтиков» государственного механизма, а не понятных для общества законов?
Как заниматься бизнесом в такой стране, рассчитывать на справедливость, если законные права могут быть нарушены?
И хотя очевидно, чтобы исправить ситуацию, нужно как-то влиять на работу государственного механизма, став «элитой», чиновником, мы не хотим и не имеем возможности становиться чиновником или политиком.
Мы устали от политики. Не хотим принимать участие в выборах, а также в демонстрациях по поводу их нечестности.
Другой выход, чтобы случайно не попасть между шестеренками государственной машины - уехать из страны, чтобы повысить безопасность своей семьи.
Но мы также не хотим уезжать, потому что любим своих близких, друзей. Они более важны для нас, чем ситуация в стране.
А может мы просто ленивы и играем в игру под названием «русская рулетка»?
Правила этой «игры» ежедневно ужесточаются: в обойме увеличивается число патронов. А шансов выиграть ее с каждым днём становится всё меньше и меньше.