Оригинал взят у
anton_p_maltsev в
Скобель
В моем понимании в строительстве из дерева именно технологии, во многом, определяют архитектуру здания и его внешний вид. И если мы говорим о реставрации, то незнание старых технологий приводит к искажению внешнего вида, а стало быть и архитектуры в целом. На примере простого скобления хочу показать влияние технологий на внешний вид здания.
Ошибка, которую совершают многие плотники при работе с круглым бревном заключается в том, что они корят и скоблят бревно одновременно.
При таком способе обработки дерева невозможно заметить разницу между лубом и заболонью, поскольку в момент обработки все одного цвета. Однако проходит некоторое время и луб начинает темнеть создавая неравномерно пятнистую фактуру. До XIX века плотники разделяли во времени процесс окорки и скобления. После того, как окорили бревно должно пройти несколько дней для того, чтобы луб потемнел и стало заметно где древесина, а где луб. Во многом это происходило естесственным образом, поскольку заготовленный для сруба лес сначала корили и до того момента, когда бревно будет устанавливаться в сруб проходило порой несколько месяцев. В подтверждение этих тезисов привожу пример фронтона церкви Ильи Пророка (1696) в г. Белозерск.
На снимках хорошо заметна разница между оскобленой и не оскобленой частью. Плотники оставляли в подкровельном пространстве неоскобленые учатстки для того, чтобы просто не делать лишней работы. Та часть бревна, которую мы видим на фасаде оскоблена, как пишется в порядных "на бело", а часть бревна уходящая под кровлю остается только окорёной. При этом граница заходит под кровлю и хорошо заметна. Очевидно, что оскоблить бревно таким образом возможно лишь, что называется, "по месту". То есть, зная точно где это бревно будет стоять в срубе, и какая сторона бревна будет наружная, а какая внутренняя. Это происходило либо уже наверху, на срубе, либо внизу, но обязательно перед тем как прирубить бревно. Плотник снимал размеры, и определял направление комля и вершины будущего бревна. Применение такой технологии встречается на памятниках архитектуры до XIX века практически повсеместно. При этом плотники экономили свои силы и дабы не делать лишней работы оставляли неоскобленые участки бревна под пазом.
Все видимые на фасаде части скоблили. Как например консоли под галерею церкви Ильи Прорка (1755) Цыпинского Погоста.
Скобление "на бело" повышает требования к подгонке бревен друг к другу.
Конструкция многих деревянных церквей, имеющих небольшие интерьерные пространства при больших высотах подразумевает неиспользуемые подкровельные пространства, в которых внутренние части бревен никогда не скоблились. То же происходит и в подклетах. Соответственно граница оскобленой наружной и неоскобленой внутренней части бревна всегда будет под пазом.
В тех местах, где изнури тесались бревна, это в интерьерах как правило, видимая обзольная часть бревна также скоблилась. На фотографии показан как раз такой случай.
Многие реставраторы сегодня принебрегают этой технологией и как правило скоблят все подряд при окорке. В результате чего оставшийся луб повисает лохмотьями спустя несколько лет.
Повал сгоревшей Покрово-Власьевской церкви (1761) в Лядинах, перебранный реставраторами.
В новом строительстве сегодня применяется электрорубанок для работы с нецилиндрованным бревном. Следы его использования очень характерны, заметны издалека, и безусловно влияют на архитектуру. Некоторые исторические здания в музее Семенково под Вологдой имеют следы применения электрорубанка, что недопустимо при реставрации.
Образующаяся граненость круглого бревна в сочетании с характерной фактурой перерезанных волокон являются отличительными чертами современных технологий.
В конце XIX века получила широкое распространение технология изготовления сруба из оцилиндрованного бревна. В то время, конечно не применяли пилорам, и все работы производились вручную топорами.
Сначала бревно тесалось на 4 канта, затем на 8, и лишь потом рубанком срезали кромки получая идеально круглое бревно. Такой метод назывался - "взять в кольцо". На снимке бревно одного из костромских домов со следами незаконченного этапа цилиндровки топором. Так же как и при современной цилиндровке наружные волокна бревна перерезаются, образуя характерную текстуру. Этот метод позволял получать одинаковые чаши на комле и вершине, что безусловно ускоряло процесс возведение сруба.
Среди множества мифов о плотницком мастерстве существует мнение, что после окорки бревен на поверхности выступает смола якобы защищающая древесину от внешних воздействий и увеличивающая ее сохранность. Подтверждений правоты этого тезиса нет и скобление после окорки встречающееся на памятниках архитектуры XV-XVIII века свидетельствует о том, что строители в прошлом не следовали такому принципу.
В соответствии с принципами сохранения памятников деревянной архитектуры совершенно недопустимым является отступление от старых технологий обработки при реставрации. На снимке применение на памятнике архитектуры XIX века технологии цилиндровки бревен с использованием топора и ручного рубанка.
Скобель универсальный инструмент для строгания дерева позволяющий относится к бревну не только как к конструктивному элементу, но и как к отделочному материалу. До появления пиленых досок, и обшивки соответственно, бревно являлось не только несущей конструкцией, но и должно было иметь совершенный и законченный в понимании зодчих вид. Для придания несущим конструкциям "нетопоромсделанного" вида используется скобель.
Одним из замечательных примеров такого отношения к бревну является дверной проем Никольской церкви в Лявле(1587). Обработка затесок вокруг косяков двери в полной мере характеризуют отношение зодчих к бревну не только как к несущей конструкции.
Выдержать постоянно одинаковый угол резания скобелем невозможно. Он местами врезается глубже, а где-то проскальзывает. На сучках он застревает, а на гладких поверхностях врезается слишком глубоко. Для обеспечения постоянного угла необходима другая конструкция. А именно рубанок или струг.
Существует очень редкий вариант перехода от скобеля к рубанку. Такие переходные модели встречались мне в Норвегии, и даже в США завезенные из Великобритании, но нигде в России. Им уже можно строгать с постоянным углом, но еще не так удобно как рубанком. Нельзя также забывать, что совершенствование обработки связано с использованием сухой, а не сырой как раньше древесины. Топор и скобель удобен в работе именно с сырой, только что заготовленной, или "подвяленой" древесиной. Рубанок - это инструмент для работы исключительно с сухим деревом.
Безусловно каждый памятник требует изучения на предмет примененных технологий при его возведении, однако надеюсь изложенный мной опыт обработки бревен поможет реставраторам и возможно даже современным строителям разобраться в правильности применения инструментов.
Приемы работы скобелем требуют отдельного рассмотрения, и не в интернет формате.
Если требуется причерчивать к оскобленной поверхности какой-либо элемент, то скобление производится вдоль волокон, а не под углом. Скажем плахи потолка в церквях часто причерчиваются к четвертям продольных балок. В этом случае используется исключительно скобель со спрямленным лезвием, а не скругленным. Говоря о применении скобеля для обработки бревен нельзя забывать, что он применялся также для чистовой обработки столярных изделий; дверных полотен, оконных рам, лавок, плах потолка и пола и многих других конструкций.