Футбол вне политики. Я продолжу это утверждать, хотя поверить в это с каждым днём всё сложнее. Львов сегодня считает себя «истинным украинским городом», в том числе «родоначальником» украинского футбола. Здесь функционирует самый старый клуб страны, но он принадлежит полякам и четырежды становился чемпионом Польши. Сам город был культурным и историческим центром польского государства, именно поэтому современники так хотят забрать город обратно. Александр Скоцень - лучший украинский футболист 30-х-40-х годов - не закрепился в киевском «Динамо» и стал бомбардиром во французской «Ницце». Украинские националисты, тем временем, сжигали стадионы, чтобы столкнуть лбами правительство и нейтральных к полякам украинцев. А Сталин сделал Львов украинским - добившись того, чего не смогла сделать ОУН. Как развивался город в непростое время и какой сложный, но интересный путь развития здесь прошёл футбол? Почему сегодня ошибки поляков на Галичине так похожи на ошибки украинцев на Донбассе. В футболе, истории и политике Львова первой половины ХХ века разберёмся в этом материале.
«Во Львове нет никаких границ между разными народами. Здесь есть романская церковь, построенная руками армян, и церковь Св. Георгия в стиле барокко. Здесь, как рыночные прилавки, теснятся остатки немецкой и византийской культур... Разные культуры в городе разделены не улицами, а карнизами зданий. Действительно, границы, разделяющие народы города, проходят не между дворянскими резиденциями и крестьянскими хижинами, или между графствами и районами, а скорее в центре супружеских лож» - репортёр Ксаверий Прушинский, 1937 год.
Львов - город, который нравится очень многим. К сожалению, побывав там четыре или пять раз, лично я никак не смог проникнуться им и понять, что люди находят в обветшалой старой архитектуре, за которой никто не следит. Что интересного находят люди в городе, где кроме площади Рынок, выезжая немного за туристический центр, попадаешь в типичную советскую застройку с абсолютно унылой атмосферой и пониманием что делать в этом городе больше нечего и нужно ехать дальше. Парадоксально, но я - большой любитель истории, никак не могу принять историческое величие Лемберга. Однако, многих, кто впервые приезжает сюда, поражает красота прекрасного туристического центра, напоминающего многим старую-старую Европу. Действительно, заблудившись в лабиринте извилистых улиц, трудно представить, что город когда-то был частью Советского Союза (если, как я сказал раньше, не выезжать за пределы туристического центра).
Так когда-то выглядел Леополис, он же Львов
Украинцы любят рассказывать всем, что у Львова долгая история европейских связей, уходящих корнями в средневековье. Основанный в 1256 году, он был первоначально частью расколовшейся Киевской Руси, пока не был взят под контроль польской монархии в 1340 году. В течение следующих четырехсот лет Львов был важным юго-восточным бастионом польско-литовского содружества, и его жители имели доступ к европейским интеллектуальным тенденциям, включая эпоху Возрождения и Просвещения.
Разнообразные народности, проживающие в городе в польский период, имели сложные но прочные связи. Местная знать часто считала себя Natione Polonus, Gente Ruthenus, то есть русинским дворянством польской нации. Местная русинская знать разговаривала на польском языке, поскольку это был язык власти и культуры, и это связывало их с Европой и Западом. В это время Речь Посполитую стали заселять евреи, Львов они, естественно, тоже стороной не обошли. Однако сельская местность, окружавшая город, принадлежала исключительно русинским православным.
Улица Гетманская, Лемберг, Австро-Венгрия (нынешний проспект Свободы в уже украинском Львове)
В конце 18 века Речь Посполитая была разделена на Россию, Пруссию и Австрию. Львов попал в состав Австрии, став столицей Галицкой губернии. Австрийское государство допускало относительную свободу объединений, по крайней мере, по сравнению с другими территориями бывших польских земель. Для Львова ключевой датой стал 1867 год, когда Австрия предоставила автономию своей Галицкой провинции. В результате польский стал официальным языком переписки в Галиции, также использовался русинский язык. Это был золотой век для города, поскольку поляки, украинцы и евреи могли получать образование и печатать на своих языках, а также создавать различные клубы и общества. До начала Первой мировой войны город был центром интеллектуальной деятельности, где польские и украинские активисты мечтали о будущих независимых национальных государствах.
Футбол в австрийском Львове
Организованный спорт также извлек пользу из среды культурной свободы во Львове конца XIX века. Действительно, именно здесь польский и западно-украинский футбол сделал свои первые робкие шаги. В июле 1894 года Львов стал местом проведения первого футбольного матча, сыгранного на бывших польских землях. В матче участвовали две команды средних школ Львова и Кракова. Конечно, игра сильно отличалась от сегодняшнего футбола, она длилась всего шесть минут, то есть время, которое потребовалось для того, чтобы забить первый гол. Как поляки, так и украинцы «заявляют» об этой встрече, как о начале своей футбольной одиссеи. Поляки так считают, поскольку обе команды представляли средние школы с польским языком обучения. Украинцы, поскольку игра проходила на территории нынешней Украины. Поляки и украинцы часто спорят о подобных вещах. Однако, что касается Украины, то лично я убеждён - родоначальником футбола на территории «незалежной» стал не Львов, а Одесса, где в 1878 году английские моряки создали ОБАК - «Одесский британский атлетический клуб».
14 июля 1894 года. Стадион в Стрыйском парке (Лемберг). После выступления этих гимназистов на поле вышли команды «Гимнастическо-певческий круг учителей» (Лемберг) - «Сокул» (Краков)
После этого матча футбол в городе расцвел, хотя первые львовские клубы сформировались только через девять лет.
«Чарни» Львов и «Лехия» Львов, были основаны в 1903 году. «Чарни», в последствии, в 1935-м станет чемпионом Польши. Оба клуба просуществуют вплоть до 1939 года. Год спустя, в 1904-м, была основана
«Погонь» Львов - это самый старый клуб Украины и Польши из ныне существующих, и выступает сейчас в Премьер лиге Львовской области. Все эти коллективы были созданы польским населением, поэтому фактически даже сегодня считаются польскими. Это важное замечание, потому как этническая принадлежность сыграла ключевую роль в формировании футбольных команд. Так, например, в 1908 году львовские евреи основали «Гасмонею». Игра дала возможность различным этносам проявить себя в безопасной среде.
Вскоре украинское население города решило создать свой клуб. Первооткрывателем «игры миллионов» для украинцев на Галичине стал Иван Боберский - учитель Первой академической средней школы. В 1906 году он организовал при школе Украинский спортивный кружок и пригласил чешского тренера, бывшего игрока пражской «Славии» Вячеслава Лёмоза, обучать школьников игре в «копаный мяч» - именно так называли футбол на Галичине в начале XX века. После этого Боберский проехал по всему королевству, чтобы популяризировать футбол среди украинцев. Боберский, например, привил любовь к футболу жителям города Станиславов (ныне Ивано-Франковск). Наконец, в 1911 году Украинский спортивный кружок стал официально зарегистрированным спортивным клубом под названием «Украина», в котором были секции футбола, хоккея, бокса, гимнастики и шахмат.
Иван Боберский - популяризатор футбола среди украинского населения на Галичине.
С самого начала существование «Украины» во Львове многие поляки посчитали провокацией. По мере приближения Первой мировой войны всё большее число этнических украинцев города призывали к созданию независимого государства. Футболисты «Украины» одевались в желто-синюю форму - цвета, которые были символом украинского движения за независимость. Они хотели сделать Львов столицей своего государства, но это желание повлекло за собой множество конфликтов. Поляки, которые составляли подавляющее большинство населения города, ни за что не готовы были отдавать Львов украинцам.
Львов в межвоенной Польше (1921-1939)
Первая мировая война стала катастрофой для межнациональных отношений в городе. Поляки и украинцы столкнулись лбами в борьбе за город ровно тогда, когда европейские империи скрипели и раскачивались. Для поляков Львов имел решающее значение в их национальном пробуждении в ХIX веке, и считался политически и культурно польским городом. С другой стороны, украинцам был нужен город, если они хотели взять регион под свой контроль.
В ночь на 31 октября 1918 года украинцы проявили инициативу и захватили ключевые здания Львова, провозгласив Западноукраинскую республику. Возмущенные такой пощёчиной, на следующее утро поляки контратаковали. Город горел. К несчастью для украинской стороны, Польша уже имела полностью сформированную армию, которая оказалась решающей силой в исходе конфликта. Польские войска взяли город 21 ноября 1918 года, а прибытие в регион генерала Юзефа Галлера пятью месяцами позже положило конец польско-украинской войне. Львов был впоследствии присоединен к возрождающемуся польскому государству.
Битва за Львов. 1 ноября - 22 ноября 1918 года
Украинские националисты на Львовщине отказались мириться с жизнью в качестве «национального меньшинства» в новом государстве. В результате подписания Рижского мирного договора в 1921 году в межвоенной Польше проживало пять миллионов этнических украинцев, что составляло примерно 15% населения страны. Однако в юго-восточных провинциях Польши украинцы составляли подавляющее большинство. Они в основном жили в сельской местности, а города были заповедником поляков и евреев.
Первые послевоенные шаги польского государства не были направлены на то, чтобы успокоить этническое украинское население. Более того, поляки заявили, что украинцев необходимо «ассимилировать на национальном уровне», то есть сделать из них поляков. Сегодня эту же ошибку, позабыв о своём прошлом, галичане повторяют на территории восточной Украины, поддерживая спорные решения украинского правительства «ассимилировать на национальном уровне» русских на Донбассе. Одним из триггеров для украинцев тогда стало введение двуязычного обучения в бывших украинских школах. Сегодня же русских на Донбассе и вовсе лишают возможности обучаться на русском языке. Самые крайние элементы украинского общества считали присутствие поляков в городе и его окрестностях оккупацией. Эти группы считали, что прямая война против польского правительства была единственно приемлемой политикой.
28 января - 2 февраля 1929 года. Первый конгресс новосозданной Организации украинских националистов
Недавно созданная Организация украинских националистов (ОУН) нападала на видных поляков и вербовала нейтральное украинское население, стремясь спровоцировать репрессии со стороны Польши, которые должны были усугубить польско-украинские отношения. ОУН, хотя и не стала массовым движением, постепенно приобрела последователей среди украинцев Галиции, которые чувствовали себя угнетёнными польским государством. Идеология ОУНовцев была для большинства слишком радикальной, но часть населения всё же считала, что националисты предоставляют альтернативу тем, кто чувствовал себя лишённым политического голоса.
Футбол во Львове 1921-1939
Как только польско-украинский конфликт утих, во Львове возобновился футбол. Действительно, 1920-е годы были золотой эрой львовского футбола. Львовская «Погонь» - клуб польского истеблишмента, был флагманом в период с 1922 по 1926 год. Тогда они выиграли титул чемпиона Польши четыре раза. И несмотря на то, что в 1930-х годах клуб потерял былую силу, он оставался в польском первом дивизионе до начала Второй мировой войны. Лучшим игроком «Погони» в те времена был замечательный Вацлав Кухар, который, помимо невероятных 1065 голов за клуб, был также чемпионом Польши по конькобежному спорту, хоккею с шайбой и ряду соревнований по легкой атлетике.
«Погонь» (Львов) - чемпион Польши 1926 года
Кроме «Погони» несколько других команд из Львова также украшали высший дивизион Польши в межвоенный период. «Чарни» Львов играл на высшем уровне до 1933 года, прежде чем вылететь в Lwоw A-Klasa (второй, региональный уровень). Также в высшем эшелоне два сезона провела «Гасмонея», а «Лехия» задержалась в элите на один год. Всё это лишь подтверждало высокий уровень футбольного соперничества и конкуренции в городе.
Футбольные успехи не мешали нарастать межэтнической напряженности. Не последнюю роль в этом сыграла пресловутая ОУН. Летом 1930 года националисты призвали к общенациональной саботажной кампании против «оккупационной» политики польского государства во Львовской области. В рамках этой кампании польская недвижимость была сожжена и разграблена в юго-восточных губерниях. Целью ОУН было вызвать ответную реакцию польского государства. Они, безусловно, преуспели в этой уловке, поскольку польская полиция и военные в сентябре 1930 года «усмирили» регион, временами избивая украинских жителей и устраивая облавы на украинскую собственность.
Футбол в то время как и сегодня тоже был рычагом влияния на людей. В ночь на 18 сентября 1930 года главная деревянная трибуна стадиона львовского «Чарни» была сожжена украинскими националистами. Это вынудило клуб проводить матчи в других местах, пока трибуна не была окончательно восстановлена в августе 1931 года. Польская футбольная ассоциация считала это событие символически важным. В октябре 1930 года ассоциация наложила небольшой налог на все проданные билеты на высшую лигу Польши, чтобы профинансировать восстановление трибуны. Таким образом, польское футбольное сообщество решительно выступило против актов националистического насилия.
«Стадион имени Юзефа Пилсудского» - домашнее поле львовского «Чарни», на котором три матча провела национальная сборная Польши и главную трибуну которого (с крышей) 18 сентября 1930 года сожгли активисты Организации украинских националистов.
Украинский футбол во Львове
После 1921 года украинский футбол, казалось, возродился из пепла войны, но все было не так. Многие спортсмены сражались по другую сторону баррикад от поляков во время польско-украинской войны, и у них было сильное нежелание находиться в польской футбольной системе. Для патриотичных украинцев игра против польских футбольных команд означала принятие польского государственного контроля и была равносильна сотрудничеству. Несмотря на это, украинские клубы восстановили свои позиции по всей восточной Галиции, в том числе и во Львове в 1921 году. Однако, украинские клубы отказывались играть против польских команд до середины 1920-х. Титанический сдвиг произошел в сентябре 1925 года, когда «Украина» провела свой первый товарищеский матч против команды «Гасмонея» Львов, признанной польской футбольной федерацией. Таким образом, «Украина» сделала первый важный шаг к нормализации отношений между поляками и украинцами, хотя бы на футбольном поле.
Несколько лет спустя, в 1928 году, Украина пошла дальше, решив присоединиться к недавно образованной Lwоw A Klasa. Появление дивизиона вызвало цепную реакцию среди украинских клубов во Львовской области - к середине 1930-х годов многие из них стали членами польской футбольной системы. В 1929-м украинская газета Dilo была ошеломлена тем, что «Украина» не смогла найти украинскую команду, с которой можно было бы играть в Станиславове. В результате, в 1929 году украинцы Станиславова создали клуб «Пролом», который впоследствии также стал частью польской системы. К «Украине» и «Пролому», присоединились и другие команды, такие как «Скала» Стрый и «Сян» Перемышль.
«Украина» (Львов) в 1936 году
«Украина» была самым популярным клубом украинцев в межвоенной Польше в конце 20-х - 30-х годах. Хотя они никогда не попадали в первый дивизион, ограничившись выступлением на региональном уровне с 1928 по 1940 год. Конец 1930-х был самым сильным периодом для «Украины», тогда она завоёвывала серебро окружного чемпионата три сезона подряд с 1937 по 1939. Давайте подробнее рассмотрим один из этих сезонов.
«Украина» Львов в сезоне 1937/1938
Как известно, в августе 1937 года Адольф Гитлер уже очень крепко стоял у власти в нацистской Германии и грозовые тучи Второй мировой войны нависали над Европой. Lwоw A Klasa вот-вот стартует, дивизион состоял из 14 команд. В рамках подготовки к новому сезону «Украина» выезжала на контрольный поединок против обладателя кубка Венгрии 1930 года «Бочкаи» из Дебрецена. Львовяне проиграли в этом матче 3:4. Однако, издание Przegląd Sportowy положительно оценило выступление команды, несмотря на поражение.
«Украина» не очень хорошо начала сезон, лишь в конце сентября выиграв свой первый матч в чемпионате, обыграв «Погонь» Стрый со счетом 3:0. После этого матча дела «Украины» наладились. Особый интерес у публики вызывали львовские дерби. В их числе две результативные ничьи с «Чарни» и «Гасмонеей» в октябре. Особенно увлекательной была игра с «Чарни». Матч имел достаточно грубый характер. В целом «Чарни» выглядели лучше, но в завершении атак были огромные проблемы. Сразу после перерыва «Украина» повела 2:0, но пропустила дважды незадолго до финального свистка. Так команды в присутствии 4000 зрителей и расписали зрелищную ничью. «Украина» уходила на зимний перерыв занимая третье место в таблице, вслед за «Полонией» из Перемышля и «Чарни».
Как и сегодня, в польском межвоенном футболе был большой зимний перерыв, и, когда матчи возобновились в апреле 1938 года, издания считали «Украину» одним из фаворитов чемпионата. Команда провела вторую половину сезона хорошо, в том числе разгромив фаворита в погоде за золотом «Полонию» Перемышль со счетом 4:1 в мае. Несмотря на это, им не удалось догнать в таблице соседей из «Чарни», который уволок титул Lwоw A Klasa 1938 года из-под носа. Те, кто знаком с польским языком, может познакомиться с перипетиями чемпионата на страницах архива издания
Przegląd Sportowy.
Вторая часть материала При подготовке использованы материалы:
Оф. сайт «Погонь» Львов |
Львів Тревел |
НОК Львовской области |
Polska Piłka Nożna |
Polskie Logo |
Оф. сайт «Динамо» Киев | Timothy Snyder. The Reconstruction of Nations: Poland, Ukraine, Lithuania, Belarus: 1569-1999 |
Фотографии старого Львова | Олександр Скоцень. З футболом у світ |
Przegląd Sportowy | Ilustrowany Kuryer Codzienny