О разнице между правами водителя и водительскими правами...

Sep 01, 2010 14:45

Только позавчера заплатил штраф в 2,5 тысячи рублей только за то, что не поменял вовремя водительские права. Десять лет пролетели незаметно. Ехал встречать родственников на вокзал и вдруг машут полосатой палочкой. Ехал специально спокойно в правом ряду, но оказалось, что так всего удобнее выцепить меня из общего потока машин. И, как назло, гаишник попался внимательный, на дату истечения прав обратил внимание. Хотя, как выяснилось позже, сейчас это массовое явление - права нового образца начали выдавать как раз около 10 лет назад и у всех почти одновременно истёк срок действия. Соответственно и злейшие враги автолюбителей это знали. Собственно и разговор в милицейской машине это подтвердил - мне показали две статьи КоАП, по которой меня могут оштрафовать:
Статья 12.3. (КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ) Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения. Влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Статья 12.7.1. (КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ) Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

"Так что будем делать?" - с искренним любопытством посмотрел на меня лейтенант ГИБДД. Я естественно попытался склонить его к первому варианту. Ведь между водительским удостоверением и юридическим правом на вождение транспортного средства существует очевидная разница. Водительские права лишь удостоверяют наличие этого права. И их отсутствие вовсе не означает отсутствия юридических прав. Суд меня не лишал права вождения автомобиля, сама процедура обмена прав совершенно формальна, так какие причины лишать меня моих совершенно законных прав на вождение автомобиля? Забыл обменять удостоверение - почти тоже самое, что забыл его дома.

Казалось бы ответ очевиден. Но инспектор думал иначе. Раз права недействительны, то и юридических прав водить машину я не имею. И опять выжидательный взгляд на меня. Мои просьбы отпустить в этот раз, ссылки на срочное дело конечно не произвели впечатление. Видимо требовались аргументы посерьёзнее. Поскольку кроме штрафа грозила ещё и эвакуация машины на штраф-стоянку, то я начал намекать на оплату "штрафа" на месте, но без изъятия машины. Метод очевидно был выбран неправильный. Не умею я давать взятки. Даже предлагать не умею. А положение-то почти безвыходное. Применил последнюю хитрость. Пока лейтенант заполнял протокол, взял у него из под носа собственное удостоверение, якобы убедиться, что дата просрочена. И сунул в карман! Типа всё, улики нет, просто нет с собой удостоверения. Пиши по первому варианту! В ответ - дикий и возмущённый рёв с требованием вернуть удостоверение на место! Я с улыбкой в ответ: "Оно недействительно, так что считайте, что его и не было." Опять рёв, что изымут силой, а за сопротивление - отдельная статья! Я опять с улыбкой - "Никакого сопротивления! Я не имею прав и все ваши требования исполняю." "Вон из машины!" - глаза лейтенанта излучали дикую ненависть. Я спокойно вышел и встал в сторонке. Лейтенант в это время уже звонил начальству за советом.

Очевидно, начальство оказалось несколько умнее лейтенанта. Тот после разговора с начальством успокоился и дописал протокол без меня. Остановил двух водителей, сделал из них понятых, заставив расписаться в протоколе. Потом подозвал меня и попросил расписаться тоже. Я взглянул на статью - статья стояла под номером 12.7.1. Я задумался. Если распишусь, то всё - значит согласен с нарушением. На вопрос "а если не распишусь?" был спокойный ответ: "не получите копию протокола и вам же будет труднее забирать машину." "А если не согласен с приписываемой статьёй?" - "Пишите в объяснении." Я согласился. Написал в объяснении, что не согласен с номером статьи и подписал протокол. В нём же стояла дата разбора дела в ГИБДД - через неделю. Всю эту неделю машина должна была стоять на штраф-стоянке. Как позже я узнал, каждый час этой стоянки стоит 39 рублей. За исключением первых бесплатных суток. Вся история могла мне стоить под 10 тысяч, не считая побочных транспортных и прочих расходов.

Собственно эти побочные расходы начались сразу. Машину на эвакуаторе отвезли на штраф-стоянку, а я на такси метнулся домой за всеми возможными документами по водительским правам. Кстати, среди них обнаружились корейские водительские права, ещё не просроченные. Наследие пятилетнего пребывания в Корее. Собрав все документы я бросился оформлять новые права. К сожалению день оказался не тот, права оформляли только два дня в неделю. В пятницу и субботу. Был вторник. Пришлось ехать в центральный офис ГИБДД в центре города и пытаться вызволить хотя бы машину. Вот это неожиданно удалось. Очередь оказалась небольшой и начальство на месте и даже вполне адекватное. Штампик нужный поставили и отпустили. Машину со штраф-стоянки отогнал сам, опять нарушив злополучную статью. Ибо оформлять доверенность или нанимать эвакуатор было уже некогда - у самого на вечер были билеты на поезд. С бьющимся сердцем проезжая мимо каждого поста ГИБДД доехал до гаража. Немного отлегло. Дома собрал впопыхах вещи и отбыл с сыном в отпуск. На Байкал, о котором давно мечтал. С родственниками, с которыми должен был провести весь этот день повидался лишь мельком.

Уже после отпуска получил копию протокола разбора моего дела в ГИБДД. Да, статья 2.7.1 - штраф 2,5 тысячи рублей. Новые права я уже получил. Причём без одной положенной категории - только B вместо BC, которые имел на старых правах. Причина опять весьма формальна - терапевт на медсправке поставил "Годен категории В". Никогда до этого не обращал на это внимание. Терапевт по привычке поставил любительскую категорию, хотя я имел профессиональные права. Внимательнее надо быть внимательнее! И, главное, проявлять внимание вовремя!

Совсем осерчав на нашу инспекцию, которая должна по идее следить за НАШЕЙ безопасностью на дороге, а не заниматься поборами, я задумался о суде. Может стоит попробовать защитить свой карман в суде? Есть ли шансы? С привычкой анализировать все варианты засел за интернет. Что выяснилось?

Во-первых, обнаружил положительные прецеденты. Иногда водители отделывались сторублёвкой. То есть шли по отсутствию водительского удостоверения. Но юристы утверждали, что реально закон тут строже. Ибо:

"Как установлено в п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является в том числе истечение установленного срока действия водительского удостоверения." То есть недействительное удостоверение влечёт за собой и лишение юридического права управлять транспортным средством. А это статья 2.7.1. Прав оказался лейтенант! Закон тут чересчур строг, но это вина уже не инспектора ГИБДД. Правда в его власти лишить или не лишить этого юридического права, то есть выбирать между перечисленными вариантами. Можно же, например, не лишать права вождения (юридического!), а просто отправить водителя за новыми правами. Машину же отогнать на штраф-стоянку или дать возможность владельцу её отогнать домой с помощью лиц с правами. Это тоже закон позволяет. Вот эта многовариантность закона и даёт коррупционную составляющую нашей правовой действительности.

Проверил я и метод пресечения моего нарушения. Отогнали машину на штраф-стоянку тоже в соответствии с законом:

Статья 27.13 КоАП:

"1. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных .... частями 1 и 2 статьи 12.7 ...., применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведённое охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания."

В общем, казалось бы обращаться в суд было бесполезно. Лейтенант действовал полностью в рамках закона. А вот мои намёки на "штраф на месте" могли трактоваться как его нарушение в виде попытки дачи взятки. К счастью я всегда говорил о "взыскании штрафа" и формально тут трудно было доказать её. Однако обнаружилась ещё одна интересная возможность. Оказалось, что:

"При составлении административного протокола сотрудник ГИБДД использовал для внесения данных о личности правонарушителя сведения из недействительного в/у. Данные этого документа были внесены в графу протокола «Документ, удостоверяющий личность».

В соответствии с Постановлением Прав. РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.09.2000 N 670, от 21.11.2001 N 808, от 14.02.2009 N 106).
Водительское удостоверение с истекшим сроком действия является не действительным, таким образом не может служить документом удостоверяющим личность лица, его предъявившего. Иных сведений и данных, подтверждающих подлинность сведений о личности правонарушителя и документе, удостоверяющего его личность, в административном протоколе не указано. Таким образом, в административный протокол по ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ были внесены заведомо ложные сведения, касающиеся личности правонарушителя.

Внесение в протокол недостоверных данных, в соответствии, в частности, с "Ответами на вопросы 4 квартал 2005 года», утверждённых постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г. (ответ на вопрос № 15). делает его недействительным документом, что исключает возможность использования указанного административного протокола в качестве доказательства по административному делу (статья 26.2 КоАП РФ).
Поскольку иных доказательств вины привлекаемого к административной ответственности, кроме протокола, в деле не имеется, то это означает, что отсутствует установленное событие административного правонарушения), что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."

Так что шансы выиграть суд всё же были. Правда метод для этого был несколько сволочной - ошибка инспектора при составлении протокола. Хотя и само дело было результатом моей аналогичной невнимательности. Инспектор меня подловил, мог бы и я его подловить аналогично на нестрогом выполнении закона.

Некоторое время я обдумывал эту открывшуюся возможность. Цена вопроса была 2,5 тысячи рублей. Пожалуй, если бы машину не удалось вызволить вовремя, то эта цена поднялась бы раза в четыре. И тогда бы я скорее всего решился бы на поход в суд. А так я решил экономить время и нервы. Пусть подавятся. Но правильный вариант мести я всё же публикую. Может кто-то решится это проделать вместо меня?

законы, Госкапитализм

Previous post Next post
Up