В связи с началом лётных испытаний ПАК ФА на разных форумах оживились дискуссии по поводу будущего российской авиации. Мнения как обычно разделились на два основных лагеря - "патриотов" и ... "не патриотов". Хотя точнее будет сказать - на оптимистов и скептиков. Одних первый полёт ПАК ФА воодушевил, вторых лишь раздразнил и, можно даже сказать, возмутил. "Разве может в этой стране что-то полететь??? Это не фотошоп? Не компьютерная графика, не монтаж? Ну значит что-то там смухлевали, скопировали. Хвост от Су-27, крылья от Раптора". Ну не могут наши конструктора создать что-то своё и хорошее! Могут только скопировать. Нет, вообще, если посмотреть, то да, можно найти сходство. Вот, полюбуйтесь.
Конечно, опытный взгляд отметил бы много отличий, особенно бросается в глаза специфический килевой отросток между соплами двигателя у ПАК ФА, который был заметен ещё у Су-34, но отсутствует у F-22:
У Су-34 там находится радар заднего обзора. Очевидно он имеется и у ПАК ФА. Но есть ли такой у F-22? Похоже, что нет. Некуда его разместить. А это значит, что F-22 наполовину слеп. Стоит лишь зайти в его заднюю полусферу. Зайти "в хвост" противнику у пилотов значит одержать победу в воздушном бою. Но не против Су-34 или ПАК ФА! Они могут атаковать противника, который находится сзади. Их ракеты
Р-73 для ближнего воздушного боя позволяют реализовать
режим обратного старта для обороны задней полусферы. Задний радар служит для наведения на цель, находящуюся сзади, и разворачивать для этого самолёт нет необходимости. Такой возможности пока ни у кого больше нет. Тут ещё много подобных мелочей можно найти. Например бразильские эксперты не заметили сходства, зато определили, что формы ПАК ФА несколько
более "стелсовые", дизайнеры из КБ Сухова его лучше просчитали:
"Подытоживая имеющиеся данные, можно сделать вывод, что ПАК ФА будет иметь очень низкую ЭПР, аналогичную F-22, или даже ниже, по меньшей мере, во фронтальной проекции (без учёта уровня совершенства радиопоглощающих покрытий, характеристики которых неизвестны)." - заявили эксперты. У ПАК ФА предполагается ещё много преимуществ перед флагманом американского авиастроения, но говорить о них всё же несколько рановато. Чтобы не "сглазить". Надо лишь пожелать удачи нашим конструкторам, их "птичка" очень нужна России, мы её очень ждали.
На одном из интернетных форумов некий комментатор привёл
забавное наблюдение:
Логическая итерация "экспертов" по ПАК ФА (по времени):
1. Все это туфта
2. Ну ладно, не туфта, просто попил
3. Это просто Беркут
4. Это просто Су-35
5. Это просто копия (плохая) Рэптора
6. Не полетит.
7. Я же говорил, не полетит (см. п. 1)
8. Полетел? А на фиг, просто улучшенный Су-27
9. Не улучшенный Су-27? Ну ладно, просто копия Рэптора.
10. Ой, на Рэптора не похож. Ну я же говорил, что просто Су-27 зализанный (см.п.8).
11. Не Су-27, ладно. Ну все равно он же просто бочка, там ничего нет.
12. Прототип? А мне наплевать, все равно серии не будет.
13. Loop к п.1 касательно серии.
Этот спор не закончится до тех пор, пока ВВС России не будет уже иметь на вооружении свой самолёт 5-го поколения. И этот спор имеет свою проекцию на СМИ. Там тоже идёт своеобразная дискуссия скептиков и оптимистов:
"КоммерсантЪ":
"В июне 2009 года замминистра обороны РФ по вооружению Владимир Поповкин подтвердил, что самолет пятого поколения первоначально будет с двигателем поколения "4++". И у поднявшегося вчера в воздух ПАК ФА именно такой двигатель - "изделие 117С" (модернизированная версия двигателя АЛ-31Ф) рыбинского НПО "Сатурн". И это, пожалуй, единственная подробность, достоверно известная об испытанном самолёте." "Aviation Explorer":
Истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) совершил в пятницу первый полет на совершенно новом двигателе, не имеющем аналогов ни в России, ни в мире, сообщает РИА Новости со ссылкой на директора программ для ПАК ФА Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Илью Федорова.
"Это новейший двигатель, а не усовершенствованный аналог силовой установки для Су-35, как писали некоторые СМИ и говорили некоторые "специалисты". Он отвечает всем требованиям, которые были предъявлены нам компанией "Сухой" , - сказал г-н Федоров. По сравнению с двигателем для Су-35, его отличает повышенная сила тяги, сложная система автоматизации, которая заложила в самолет новые качества, в том числе сверхманевренность, отметил Федоров, подчеркнув, что более детальные характеристики он сейчас раскрыть не может. "Коммерсант" тоже хочет доказать, что ПАК ФА - это "улучшенный Су-27", только делает это политически грамотно, или, говоря по-современному, "политтехнологично", то есть без прямых утверждений, но с "говорящими фактами" на руках. Факты не подтвердились? Ну что ж поделать, ошиблись... Всяко бывает... Враньё почему-то чаще замечается за скептиками. Что не может не радовать.
Москва, 29 января. Первая партия истребителей пятого поколения должна поступить в Вооруженные Силы России в 2013 году, серийные закупки должны начаться в 2015 году. Об этом заявил сегодня на заседании президиума правительства России премьер-министр РФ Владимир Путин. По словам начальника штаба ВВС США генерала Нортона Шварца, срок завершения разработки F-35 может быть отложен на 30 месяцев. Согласно прежнему расписанию разработка и испытания самолета должны были завершиться в 2014 году. По словам Шварца, новые предварительные сроки завершения испытаний F-35 будут указаны в военном бюджете на 2011 финансовый год, который Пентагон обнародует 1 февраля текущего года. При этом продление сроков разработки может сказаться на конечной стоимости истребителя. Ранее сообщалось, что средняя стоимость одного F-35 в зависимости от модификации составит от 46 до 110 миллионов долларов. Портфель заказов на F-35 сейчас составляет 2456 единиц общей стоимостью в 298 миллиардов долларов. В середине декабря 2009 года помощник главы ВВС США Майкл Донли заявил, что конечная стоимость всех заказанных истребителей пятого поколения может вырасти по меньшей мере на 16,6 миллиарда долларов. У нас разработка ПАК ФА идёт с ускорением, у американцев F-35 замедляется. Если дело пойдёт так, как заявляют эти официальные лица, то мы раньше американцев перейдём на пятое поколение. Будем оптимистами?
И тише-тише, я знаю, что F-22 уже стоит на вооружении. Больше сотни их в ВВС США. Но американцам надо 3000 самолётов. Золотые F-22 даже богатым американцам не по карману. Впрочем и F-35
не лучшая альтернатива. Так что пятое поколение будет редкостью и у США. Даже через 10 лет. "Невидимость" обходится слишком дорого и вряд ли имеет смысл жертвовать количеством ради такого качества. Впрочем, о качестве "невидимости" ещё пойдёт речь...
Статья на сайте:
http://malchish.org/index.php?option=com_content&task=view&id=319&Itemid=35