К особенностям русской культуры

Jun 07, 2008 12:13

В наиболее обсуждаемые сообщения ЖЖ вышел пост одной милой дамы о наблюдавшемся на территории МГУ безобразии. Рабочие-мигранты резали барана. Естественно это её возмутило. Это бы и меня возмутило, и ещё массу народа с русской культурой. Разве можно это делать на глазах у всех? В культурном центре столицы? Очевидно нет. А что делать? Как реагировать? Вот тут и начинается самое интересное. Дама не пошла к ректору университета, не стала звать милицию (тут есть очевидное нарушение законодательства), даже не пошла искать бестолковое начальство этих строителей. Нет. Дама пошла домой, села за компьютер и написала пост в ЖЖ. И попала, между прочим, в топ обсуждаемых новостей! Вот так нынче реагирует интеллигенция на наблюдаемые безобразия. Ничего не сделала для прекращения безобразия, но возмущение высказала, можно сказать, что среагировала, камень с души сняла, общественный долг исполнила. Друзья и знакомые тоже возмущённо покивают головами и скорее всего расскажут своим друзьям и знакомым. Как, впрочем, и я сам делаю сейчас. Поскольку тоже искренне возмущён. Правда не только самим безобразием. Но и нашим, чисто русским менталитетом. Стучать не можем. В соответствующие органы.

Этим своим свойством, кстати, мы можем гордиться только сейчас, в эпоху сталинизма стучали и очень активно. И, благодаря, несовершенству законов молодого государства, множество невинных людей попадало за решётку. Трёх доносов было достаточно, чтобы упрятать любого без всякого следствия. Государство своим гражданам доверяло. Почему это граждане рабоче-крестьянского государства должны друг на друга напрасные обвинения выдвигать? Не может такого быть! И закон не предполагал следствия. Но граждане оказались не сознательными. Сосед мешается на кухне (а ведь большинство тогда жило в коммуналках), занимает место, мусор не выносит... Избавится было просто - донос. Типа не уважает советскую власть и вообще монархист, готовит бунт. Соседа и не стало. Чисто на кухне, мусор хоть и есть, но только свой. Его не так заметно.

Но такая методика избавления от неприятных тебе людей имеет и обратную сторону - самого могут посадить. Сам можешь кому-то помешать. На работе твоё место кому-то приглянулось, или просто с другом поссорился. Вполне могут "стукануть". Способ-то доступен всем! Так появляется страх. Причём не перед другими людьми, которые очевидно могут стать причиной потери свободы, а перед самим государством, которое тут выступает лишь инструментом для сведения личных счётов. Государство стало "репрессивным", жестоким, "тоталитарным" монстром. Воронок по ночам, топот сапог по лестнице, стук в дверь... Этот кошмар стал преследовать очень многих, особенно почему-то творческую интеллигенцию. Которая естественно этот свой страх творчески переработала и породила целый пласт произведений на данную тему. Самое забавное при этом оказалось то, что их страх сконцентрировался на вполне конкретной личности - Лаврентии Берии, который как раз ликвидировал практику осуждения по доносам без следствия и провёл пересмотр всех дел, закрытых без соответствующей проверки доносов. В результате Берия освободил из лагерей более 300 000 человек! В их число вошёл даже знаменитый маршал Рокоссовский, герой Отечественной войны. Очистил его Берия от напрасных обвинений. Гений Рокоссовского сильнейшим образом повлиял на исход войны. Благодаря Берии, отметим. Пришёл Берия в НКВД только в 1939 году, где занялся разгребанием деятельности Ежова, основного руководителя массовых репрессий, и которого интеллигенция почему-то в своих страхах не отметила. Впрочем наша интеллигенция всегда отличалась отсутствием рационального мышления, особенно гуманитарная. Но чувства свои выражать она умела. И до сих пор умеет, если вернуться к той истории с зарезанным бараном.

Но что изменилось с того времени, так это стремление "стучать". Общество, как социальный организм, развивается, изменяются социальные инстинкты, проявляющиеся в моральных запретах. Время массовых репрессий оставило очевидно в них след. Несовершенство государственных законов нашло свою компенсацию в моральных установках. Доносительство попало под моральный запрет. Социальный организм среагировал на социальную же болезнь и выработал своеобразный иммунитет, проявившийся в неформальных правилах поведения. Это универсальный закон природы, общество как биологический организм им следует. Все моральные запреты имеют подобное происхождение, то есть когда-то общество их выработало как реакцию на какую-то социальную проблему. Евреи и мусульмане не едят свинину. Очевидно распространялась какая-то зараза через свиней. Не могут же две враждующие религии иметь совершенно идентичные требования случайно. Зато не случайным является территориальная близость центров этих религий. Каннибализм попал под моральный запрет по очевидной причине, а все семейные отношения регулируются множеством моральных запретов, выработанных длительной эволюцией общества при решении множества социальных проблем.

Каждый народ имеют свою уникальную историю и по этой причине имеет свою систему запретов. Мораль у всех разная. Доносительство попало у нас под моральный запрет, но не стало запретным у других народов. В США, например, на вас могут донести, если вы не будете регулярно стричь собственную лужайку перед домом. При этом это никак не влияет на добрососедские отношения. "Ничего личного!". Личной неприязни нет, но донести могут. Ибо порядок и красоту никто не должен нарушать. Могут донести, если вы десятилетнего ребёнка оставите без присмотра более, чем на десять минут. Общественный долг! Так проявляется мораль у американцев, очевидно иная, чем у русских. Хотя большая часть запретов всё-таки у всех народов близка - общество имеет и вполне очевидные универсальные законы развития.

Если же вернуться к доносительству, то тут настало время менять своё отношение. Уточнять моральный закон. Доносить можно, когда уверен, что обвиняемый действительно виноват. И даже нужно в таких случаях доносить. Мы должны совершить следующий шаг в своём развитии. Американцам же придётся ещё пройти наш предыдущий этап. Этап всеобщего "стукачества". И для этого им предётся переболеть соответствующей болезнью, чтобы выработать нужный иммунитет. Законы общественного развития универсальны.

В этом плане можно сформулировать и отношение к трудовым мигрантам, из-за которых в основном и разгорелся спор на просторах ЖЖ. Ксенофобия тут совершенно бессмысленна. Отношение к мигрантам должно регулироваться формальными законами, а эти законы должны соответствовать нашей русской культуре. У нас не принято резать баранов прямо на улице. Это вообще жестокое отношение к животным. Очевидное нарушение закона. Значит либо штраф, либо в тюрьму, либо депортация. Пусть режут баранов у себя в аулах. Мигрантов нужно приучить к выполнению наших законов, точно так же как на улицах мусульманских городов европейским женщинам приходится закрывать лицо. Там это нарушение общественного порядка. Мы так же должны научиться взаимодействовать с другими народами не в ущерб себе. Рабочие руки нам в стране нужны, и пусть они строят нам дороги. Но при этом выполнять все наши законы. А как заставить? Доносить не стесняйтесь, вот и всё. Закон сделает всё остальное. А эмоции тут лишние. Вон в Ставрополье нашествие саранчи. Кто на саранчу в обиде? Это природа. Вспышка на Солнце. На природу не обижаются. Нужно уметь бороться с проблемами, только и всего.

Философия, Культура, ЖЖ

Previous post Next post
Up