Едем в Ткоа через Иерусалим. На юг по шоссе 356. Место абсолютно экзотическое для меня. Вокруг небольшие холмы. Линии рельефа плавные. Нет полей и почти нет деревьев. Зато много белых домиков. В основном на вершинах холмов. Преобладает коричневый цвет. Это ещё не пустыня, но здесь она начинается. Съезды с дороги охраняют большие красные щиты. Съезжать с дороги нельзя. Дорога наша, всё остальное их.
Группа встречается на выезде в поселение Ткоа. Группа небольшая. Снова арабские волнения. Через полгода уже и не помню по какому поводу. Солдаты пропускают машины внутрь поселения без вопросов. Спускаемся по подъездной дороге вниз и попадаем в русло ущелья Ткоа. Другое название вади Харитун.
Внизу довольно чисто и немного влажно. Накануне прошли сильные дожди. Почти сразу по левую сторону обнаруживаем какие-то пещеры. Явно рукотворные или доработанные. В них держали скот. Мы увидим ещё много таких. Идём дальше по руслу. Слева и выше от нас домики поселения Нокдим. Оно напротив Ткоа через ущелье.
По мере движения стены ущелья становятся всё выше. Идём дальше то спускаясь на дно, то по полке над ущельем. Стены ущелья сильно изрезаны. Можно идти на разных уровнях. В стенах множество гротов. Некоторые мы исследуем. Цветовая палитра состоит почти исключительно из трёх цветов. Синее безоблачное небо, коричневые камни и высохшая трава, чёрные глубокие тени в расселинах.
Встречаем стадо овец. Больше никого. Местами тропа размечена синим. Но эта разметка не новая и в плохом состоянии.
Постепенно глубокая часть ущелья остаётся позади. Ущелье становится всё шире и стены все ниже, пока не становится просто широкой дорогой между холмами. Тут мы расположилось бедуинское стойбище. Здесь мы делаем привал.
Загон с шестью десятками овец и коз, ослик, пара собак, автомобильный прицеп с бочкой для перевозки воды. В отдалении привязанный к колышку скучает верблюд. Хозяин фазенды встречает нас развалившись на матрасе в тени джипа. Крупный мужик в красной арафатке. Джип старый, а его колеса вообще забыли что такое протектор. Нам показывают печку в виде ямы. Печка топится высохшим навозом и не тухнет целыми днями. Тлеющий навоз присыпан землёй.
Женщины начинают хлопотать на кухне в виде шалаша. Они готовят лепёшки пока группа фотографируется с ягнятами и верблюдом. Верблюду сегодня повезло, его кормят морковкой. К лепёшкам подают очень сладкий чай. Всё это я поглощаю сидя на не очень чистом ковре расстеленном на земле. Рядом сушится овечья шерсть.
После обеда мы покидаем русло Ткоа, и поворачиваем на юг. Встречаем ещё бедуинов, но стойбища поменьше. Потом взбираемся на один из холмов. Место называется Умм эль-Амед. Видимо это останки монастыря. На поверхности мало что осталось. Немного каменной кладки, куски колонн, колодец водной цистерны. Но поплутав по развалинам мы находим вход в подземное помещение. Обнаруживается большая комната с колоннами. Свод высокий, около 3 метров. Стены и колонны в надписях.
Мы снова меняем направление движения. Мы возвращаемся в Ткоа. Направление северо-запад. Большей частью идём по грунтовке. Всё те же коричневые холмы вокруг. Ущелье теперь справа от нас, а за ним хорошо видна шапка Иродиона. Ассенизаторская машина с надписями на арабском сливает в ущелье нечистоты, потом разворачивается и уезжает распространяя характерную вонь. Вот откуда появилась та полоса зелени на стене ущелья которую я заметил ещё снизу.
На закате подходим к Ткоа. Тут мы расстаёмся с нашим арабом проводником. Ржавые ворота, потом жиденькие поля, вышка охраны и крайние дома посёлка. Это удалённый район поселения. Здесь наш ждут заранее перегнанные машины.
Map Организатор:
vizaviz / Костя / Flying Camel
Хирбет Умм эль-Амед от
bukvoed