Посмотрела вчера "Все умрут, а я останусь"...
Вряд ли о фильме, от которого потом долго отходишь, можно сказать, что он понравился. Но он действительно понравился. Мне, которая отнюдь не любительница того, что на Западе называют "русской драмой".
Фильм - неделя из жизни трех подружек-девятиклассниц, их мечты, планы, надежды, которые, согласно сюжету, в общем-то, устремлены в одном направлении: предстоящая школьная дискотека, на которую возлагаются большие смутные надежды...
Смотрю и вижу, что в фильме каждое слово - правда.
...И ужасный язык, на котором говорят дети: "ну вот, короче, это", "ну блин ваще" и мат (дозированный, но тем не менее присутствующий)...
...и вся та "чернуха", которая в нем есть - я хорошо помню, что и в нашей благополучнейшей школе было многое из этих и смежных областей: и травка, и колеса, и травля, и выпивка до потери сознания, и родительские побои, и побеги из дома, и попытки суицида...
...и типажи - от главных героинь до второстепенных персонажей тоже узнаваемы и правдивы. Во всяком случае, главный отрицательный персонаж - оторва Настя - я видела точно таких же, точно такого же возраста, с фантастическим талантом к унижению...
...и, главное, правдива вся эта немыслимая подростковая смесь из агрессии и беззащитности, романтизма и цинизма, напористости и робости, готовности к смерти и страха перед ней, унижения и гордыни, страха и силы, притяжения и отталкивания, недоверчивости и наивности.
Страшно то, что девочка, пережившая в течение недели предательство друзей, фактически изнасилование, предательство любимого и избиение соперницей, вдруг начинает чувствовать свою силу над родителями, до того бившими ее. Страшно, как она посылает их матом и на слова "мы все равно тебя любим" легко и спокойно отвечает: "А я вас - нет". Она плачет, забившись в углу своей комнаты, но когда она наплачется и выйдет на улицу, это будет уже совсем другой человек. И, надо полагать, в своей взрослой жизни она найдет применение этой своей силе, и тогда никому мало не покажется.
Единственная претензия к режиссеру Гай-Германике, до того снявшей полупорнографический "День рождения инфанты" и называющей своим кумиром Тинто Брасса - что ее склонность к порнопродукции все же просматривается в хорошо поставленных кадрах полуголых старшеклассниц и их прелестей, в любви к леденцам, регулярно подсовываемым героиням, и т. д. Впрочем, фильм это не портит.
Посмотреть его стоит не только ровесницам девочек-героинь (фильм - неплохая страшилка для тех, кто не задумывается о том, что его ждет после дискотеки - больничная койка в травматологии, ночь в туалете, чужая постель и так далее), но и родителям текущих и будущих подростков. Конечно, мы все читали Гиппенрейтер, мы умеем слушать собственных детей и в жизни не поднимем на них руку, но все же посмотреть стоит. Так, для профилактики.