Кажется, самое время создавать новый тэг - "Исчезающая Москва"...
На прошлой неделе однажды утром встретились с Лимарой и чудесно погуляли по центру, шли куда глаза глядят без какого-либо плана. Глаза сначала глядели на Остоженку с переулками, затем на Мансуровский, и дальше на Пречистенку, Чистый, Могильцевские, Плотников, Арбат, Сивцев Вражек и далее вниз через Гагаринский обратно к метро "Парк культуры".
Из плохого: старой Москвы реально скоро уже совсем не будет. Вниз от Остоженки к реке будто какой-то Мамай прошел. Везде стучат, пилят, роют, варят. Скелеты старых домов, зеленые сетки, пыль столбом. Взамен возводятся или грубо сляпанные здания под старину, или вопиюще современные - стекло, алюминий, хай-тек. Стоит такое угробище произведение архитектурной мысли между двух чудом уцелевших и ослепших на все окна особняков 18 века, украшает пейзаж. Бог с ней, с исторической памятью, гражданской ответственностью, но, товарищи, а со вкусом-то что???
Из хорошего: а все-таки было замечательно. И даже налетающий дождь не испортил настроения - легкий, летний, негрустный. Шатаясь от стройки к стройке за Остоженкой, неожиданно для себя вышли к Зачатьевскому монастырю (1380 год основания на минуточку). Монастырь, понятное дело, не в самом лучшем виде, но запущенность ему к лицу, и в нем я шестым чувством (орган улавливания интересного) унюхала монастырскую пекарню! Воздушный пшеничный белый хлеб, кирпичики ржаного, рогалики, будто деревянные, булочки и пампушки с чесноком, все необыкновенно вкусное и недорогое. С удовольствием сдаю явку всем желающим недорого: между м. "Кропоткинская" и "Парк культуры", за Остоженкой (в направлении реки), огромный такой монастырь темно-красного кирпича, пекарня за служебными воротами. Так что если будете звать в гости, намекните, чтобы мы прихватили "того самого хлеба", это будет наш такой подарок для походов в гости - согласитесь, что это менее банально, чем набор конфет или тортик (а главное, более полезно).
В общем, я пришла к выводу, что надо брать фотоаппарат и идти снимать все подряд, потому что скоро всего этого не будет. Не поленитесь пройтись там - кое-где еще держится дух тех времен, где-то еще живы рахитичные арбатские ясени и несгибаемые тополя, которые помнят стоявшие там дома; зовите меня в экскурсоводы, я подготовлюсь, а то через пару лет будем ходить там с вами, и я буду разводить руками: "Вот здесь стоял дом, где жила Маргарита, и во-о-он там было окно, из которого она улетела на бал..."
Тот самый Зачатьевский монастырь
Пока я в монастыре тащилась от гармонии окружающего мира и оглядывалась в поисках интересных объектов для съемки, ко мне приблизился кто-то из местных (судя по виду, скорее абориген, чем просто охранник, а вообще-то монастырь женский) - я еще, дура, в своем благостном состоянии улыбнулась ему до ушей - и грубым, я бы даже сказала, хамским тоном спросил, есть ли у меня благословение матушки на съемку (так и сказал, честное слово). Пока я пыталась восстановить дар речи, он мне в той же форме указал на необходимость стереть уже сделанные фотографии. С языка рвалось "ща", но я его придержала и просто молча отвернулась. Не, я, конечно, понимаю, что в чужой монастырь и все такое, но все же: монастырь - памятник архитектуры и истории федерального значения, а не только предмет культа, почему я не могу его снять? это как-то нарушит благостность здешних мест? Кремль, например, который тоже памятник, снимать можно независимо от того, кто там сидит, а где нельзя, туда и не пустят. Раз уж пускают... И что случится, если я там поснимаю? Бред какой-то...
Та самая пекарня (лучше не получилось, я боялась, что прибегут монашки бить меня ногами под предводительством матушки; а еще ужасно хочется широкоугольник вот именно для таких прогулок)
Мансуровский переулок, рядом с подвалом Мастера (Мансуровский, 9)
Там же. Там потрясающий пока еще живой дом, стена которого сплошь увита диким виноградом. Осенью это что-то необыкновенное.
Вот такая трогательная надпись в одном из более или менее современных двориков.
(Написано: "Я со Светой С. с 16.47 29.05.03 здесь я провел с ней самые счастливые минуты жизни. Я люблю ее до сих пор (06.10.05) и буду с ней всю жизнь". Мне нравится уточнение в скобках после слов "...до сих пор". И вообще мне эта надпись очень нравится. Так и представляю себе молодого человека (совсем молодого, судя по почерку), немножко сошедшего с ума от счастья и искренне желающего этим счастьем со всеми поделиться. Мне это как-то очень...)
Дом в Плотниковом переулке, где русские литераторы обнимают голых женщин. Знаете? По задумке архитектора, это музы. Но, судя по тому, что литераторы вышли очень похожими, а музы очень жизненными, архитектор был большой шалун. Плохо снято - там прямо напротив очередная стройка, не подберешься.
А это мое любимое место на Старом Арбате - единственное, по-моему, на сегодняшний день достойное внимания: щель между домами в районе зоомагазина. Даже и не знаю, чем она мне так нравится. Кстати, со стороны двора она еще интереснее. А вообще, конечно, Арбат жалко. Превратили его в какую-то выставку китча и дешевой показухи, один памятник Пушкину и Натали чего стоит: стоят два манекена, причем у женского личико переходит в шею аналогичной ширины и лебединой длины, а шея в свою очередь идентична по ширине ее шикарным плечам (рука от локтя до плеча). Блеск.
Вид на Сивцев Вражек. Люблю я это название. Хорошая такая двойная фамилия - Сивцев-Вражек... румын, что ли... Кстати, мой дядя, будучи маленьким, был уверен, что это таки и есть фамилия.
Дождь
Старье
Один из моих любимых, если не самый, московских памятников - Нансену. Нансен оказал России огромную помощь в годы голода, и этот памятник - он какой-то спокойный, позитивный, достойный. Нансен - прилично одетый по манере тех лет мужчина, девочка в куцем бедном платьице и каравай. В памятнике нет надрыва и трагизма, есть искренняя признательность и память. Я любила раньше иногда посидеть под ним с пакетом кефира.
Приарбатское
И напоследок - уже не из центра: