Попробуйте произнести "Густав Климт", имя одного из величайших художников в истории Австрии конца XIX столетия, и все, как любители живописи, так и специалисты, словно сговорившись, добавят: "Климт - это золото".
Действительно, «Золотой период» - наиболее известный в творчестве Густава Климта. Художник оценил декоративную силу золота и использовал его не только в качестве фона, но и для оформления одежды, волос и орнаментов. О том, насколько интенсивно художник изучал возможности этого материала, свидетельствует совершенствование техники работы Климта с золотом и постепенное распространение его на произведение целиком.
Но и остальные периоды творчества и работы - портреты, пейзажи, декоративные композиции, женские образы - принесли заслуженную славу художнику.
Иммерсивная, мультимедийная международная выставка шедевров художника Густава Климта в павильоне The Cube возле спортивного комплекса «Ямит» в Холоне, с разрешения службы тыла, возобновила работу, и продлится до конца марта.
На выставке представлены более 200 работ художника, принесшие художнику мировую славу. Благодаря технологии 360° появляется ощущение, будто вы находитесь внутри его полотен, и способны по достоинству оценить их.
Иммерсивная выставка - это путешествие по жизни и творчеству одного из величайших художников.
Его работы показаны в бОльшем формате, чем оригиналы, благодаря новейшим цифровым технологиям. Объединение цифрового искусства с классической анимацией даёт впечатляющие результаты.
Работы Климта характеризуются чрезвычайно уникальным видением глубины. Характерной особенностью работ можно выделить плоскостность, отсутствие перспективы и пространственной ориентации, при этом художник с большим вкусом применяет к картинам элементы фактуры.
Невероятные современные эффекты погружают в мир виртуальной реальности, часть выставки посвящена истории жизни Климта, дано подробное описание его работ.
По "золотому коридору"
«Золотой период» творчества Климта имеет двойной смысл в своём названии. Во-первых - это наличие богатого декорирования картин сусальным золотом, во-вторых - это самый пиковый период творчества художника. Картины были тепло встречены критиками и имели большой коммерческий успех. Первыми произведениями этого периода были «Афина Паллада» и «Юдифь I». Однако визитной карточкой серии золотых картин стали "Поцелуй" и "Портрет Адели Блох-Бауэр I".
К произведениям «золотого периода» можно пройти, в буквальном смысле, по "золотому коридору".
"Поцелуй"
Двойная технологи картирования и анаморфоз (конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая форма, недоступная поначалу для восприятия как таковая, складывается в легко прочитываемый образ) позволяют оценить "Поцелуй" на другом уровне, по-новому взглянуть на этот шедевр, позволяют обнаружить новые аспекты картины, оживить её с помощью оптической манипуляции, придать ей ощущение материальности.
"Поцелуй", первоначально известная как "Влюблённые", без сомнения, самая именитая из всех картин Густава Климта. Это основная работа, которую он создал в так называемый «Золотой Период», когда живописец использовал сусальное золото. Тема романтической утопии представляет коленопреклоненных мужчину и женщину, слившихся в объятиях. Мужчина бережно поддерживает лицо женщины, она с закрытыми глазами опирается на его руку. Лица мужчины почти не видно, - так Климт подчеркивает центральность женского образа.
Пара, облеченная в богато декорированные наряды, кажется, существует вне времени, их тела сливаются с цветочной лужайкой, они выглядят единым целым. И только орнаменты одеяний разделяют их: геометрический серо-белый мотив у мужчины и цветочные орнаменты на одежде женщины. Цветочный луг, на котором находится пара, обрывается в нижней части холста. Остальное пространство покрыто золотом.
Некоторые искусствоведы уверены, что изображённая на полотне пара - это сам Климт вместе со своей подругой, которая оставалась единственной постоянной спутницей любвеобильного Густава Климта более двадцати лет, по имени Эмили Флёге, но художник никогда этого не подтверждал.
«Портрет Адели Блох-Бауэр I»
Так случилось, что это полотно стало путешественником поневоле, и во всех странствиях картины, наряду с восторженным отношением, её сопровождал шлейф пересудов, в которые слились правда и вымысел, предположения и реальность, конкретная история и легенда. Сложно что-либо вычленить из этого хитросплетения, а оно таково.
На полотне изображена Адель Блох-Бауэр - венская светская львица и жена Фердинанда Блох-Бауэра - богатого еврейского банкира. Адель была хозяйкой светского салона, в который были вхожи известные художники, писатели, музыканты. Некоторые из них были поклонниками этой яркой и элегантной дамы, но сама она увлеклась скандальным художником Климтом.
Климт, при всей его непритязательной внешности: мал ростом, коренаст, равнодушный к своему не всегда опрятному виду - имел головокружительный успех у женщин, да и частенько увлекался сам.
Об отношениях Климта и Адели знала и судачила вся Вена. Узнал об этом и обманутый муж. Он заказал Климту портрет жены, который должен стать шедевром. Заказ супруга-рогоносца был с мстительным подтекстом, который художник не сумел разгадать, тем более, за работу был обещан неслыханно высокий гонорар. В договоре обуславливались штрафные санкции, но Климта они не смутили. Он с рвением принялся за работу, которая в общей сложности растянулась на четыре года (с 1903 по 1907 год), и включала сотню эскизов. Что означало для художника постоянно лицезреть предмет своей страсти? Страсть Климта остыла, на что и рассчитывал заказчик. Свою роль сыграли штрафные санкции.
Портрет Адель Блох Бауэр получился именно таким, как хотел ее муж: в золотом ореоле с полотна смотрела настоящая золотая богиня любви.
В итоге банкир получил шедевр бесплатно.
Этот портрет, ставший настоящим прорывом в стиле модерн, был назван «декадентской иконой».
"«Золотая Адель», словно возродившая древние церковные мозаики, изысканную и витиеватую красоту византийского и египетского искусства", - пишут критики об этом шедевре.
Адель Блох-Бауэр была единственной из венских дам, для которой Климт написал два портрета. Работа "Портрет Адели Блох-Бауэр II" не менее известна.
Согласно последней воле Адели, ушедшей из жизни в 1925 году, свои портреты, а также несколько пейзажей, её супруг должен был передать австрийской государственной галерее. В 1938 году Фердинанд Блох-Бауэр, спасаясь от еврейских погромов, вынужден был бежать из Австрии, оставив свое состояние, в том числе собрание картин.
В период Второй Мировой войны "Золотую Адель" и другие работы выкрали нацисты, - так началось ее странствие. В 1941 году австрийская галерея Бельведер выкупила «Портрет Адели Блох-Бауэр I». В 1945 Блох-Бауэр отменяет дарение жены, и завещает экспроприированные картины своим племянникам.
Согласно закону о реституции, принятому Австрией в 1998 году, Мария Альтман - единственная оставшаяся в живых наследница Блох-Бауэров - приняла решение добиться через суд возвращения картин. После долгих судебных слушаний она выиграла суд, но за "Золотую Адель", которую Австрия хотела выкупить у неё, назначила непомерную цену. Так продолжились странствия портрета. "Золотая Адель" покинула Австрию, - портрет оказался в США, где проживала Мария Альтман, и где был продан ею в частную коллекцию.
На выставке можно приобрести сувениры с любимыми картинами как на холсте, так и на шелковых платках, посуде и стильных сумках.
Из пресс-релиза от пиар-агентства Сони Нимельштейн:
Выставка предназначена для семейного посещения
Билет обязателен для детей с 3 лет
Рекомендуемая продолжительность: 1 час 30 минут
Часы работы:
Четверг и суббота: с 10:00 до 19:00 (вход до 17:30)
Пятница - с 9:00 до 15:00 (вход до 13:30)
Продлится до конца марта 2024 года.