Скульптурная композиция, созданная Ярославом Роной (Jaroslav Rónа) в 2003 году, постоянно включается в десятку самых необычных памятников мира.
Кафка восседает на плечах пустого костюма, шагающего по улице по щиколотку в мостовой. Писатель жестом указывает направление своему носильщику.
Аллегоричность статуи открывает безграничное пространство для трактовок.
Одна из версий восходит к рассказу Кафки «История одной борьбы», герой которого позавидовал случайному попутчику и взобрался к нему на плечи, чтобы увидеть мир чужими глазами. Оказавшись в «чужой шкуре», герой новеллы избавился от зависти к незнакомцу, поскольку у каждого своя боль…
Другое предположение связано с пражскими мифами о Големе - глиняной кукле, которую раввин Леви волшебным образом оживил и сделал своим слугой. Под влиянием иррационального метафизического наследия Кафки оказались многие гуманитарии. Оно оказало огромное влияние на европейскую литературу и философскую мысль, исподволь «направляя» их.
Статую можно также воспринимать как призыв подняться над собственной мелочностью и зашоренностью. Ведь человек часто закован в свои привычки, как в костюм, и неадекватно оценивает происходящее вокруг. Более того, внешнее проявление должно подчиняться внутреннему, то есть человек должен быть способен управлять своим имиджем, указывать ему, куда следовать. Только тогда он обретает истинную свободу.
Некоторые усматривают в скульптуре Роны социальную сатиру на безликий бюрократический аппарат, в котором чиновники равнозначны своим функциям. Тут не лишне вспомнить блистательный роман «Мастер и Маргарита», в котором пустой костюм отлично справляется с должностными обязанностями.
Такое обилие толкований вполне в духе книг писателя, которые затягивают, как омут, но при этом избегают прямых ответов на возникающие вопросы.
Компиляция по материалам о Кафке