Собрал дедушка внуков, и дал каждому попробовать шнапс собственного приготовления. И Рони, 3-летняя девочка, единственная из детей не выплюнула напиток. И тогда дед сказал, что именно она продолжит дело его жизни. Сказка? Семейная легенда? Такое пророчество могло бы показаться забавным, но стало реальностью.
Hollander Distillery - семейная винокурня, расположенная в горах Иерусалима и специализирующаяся на производстве алкогольных напитков из местного сырья.
История винокурни, начавшаяся с успешной семейной винодельни в Европе, которая была ограблена во время Второй мировой войны, до ее возрождения на Земле Израиля, вписывается в историю страны.
В 2012 году подросшая Рони окончила агротехнический факультет пищевой промышленности Иерусалимского университета (базируется в Реховоте). Вторую степень Рони получила после окончания биохимического факультета, и в итоге стала первой женщиной в Израиле, профессионально занимающейся виноделием.
Но далеко не первым виноделом в своей семье. Рони Холландер - пятое поколение, которое продолжает эту семейную традицию, начало которой положил ее прадед, основав частную винодельню. Становление бизнеса претерпевало изменения и невзгоды.
В 1930 году, когда Роза, прабабушка Ронит, задумала продолжить традицию своего отца, для нее это оказалось весьма проблематично: на тот момент не было принято, чтобы женщина занималась производством крепких напитков.
И все же винокурня, самая большая в Нитре (город в Словакии), была открыта. В первом упоминании о винодельне и винокурне говорится, что она принадлежит раввину Исааку Холлендеру. А названа она была в честь его отца, открывателя традиции, "Холлендер". Рядом с Исааком на винодельне работают его жена, Лия Холлендер (урожденная Шейнфельд), и Роза. Винодельня действует по сей день, под эгидой государства, ну а тогда, в лихую военную годину, у хозяев ее отобрали.
В 1941 году корабль с семействами раввина Шейнфельда и Холландеров, направлявшийся в Израиль, был захвачен. Пленников определили в лагерь для интернированных в Италии. Выжить помогли профессиональные знания в области дистилляции: охранники лагеря уважительно относились к производимому для них алкоголю.
После Катастрофы Йосси (Исаак) Холлендер один из первых в семье репатриировался в Израиль. В 1948 году он погиб в Войне за независимость, в битве при Тантуре, всего через 9 дней после основания государства. Роза и ее пятеро братьев и сестер, выжившие в Катастрофе, после гибели Йосси переехали в Израиль. Они основали винокурню в Бат-Яме, назвав ее "Анвей Цион" ("Грозди Сиона"), которая начала действовать в 1957 году.
В начале 60-х годов семья столкнулась с финансовыми трудностями, и была вынуждена прекратить торговлю алкоголем.
В 2012 году, получив первую степень, Рони вознамерилась глубже изучить специфику винокурен, и отправилась на обучение в Германию. После двух лет учебы и полугодовой практики Рони было уверена, что сумеет возродить семейную традицию. Родственники пришли на помощь. Они начинают закупать подержанную технику со всего мира, восстанавливать и реконструировать, чтобы она достигла уровня XXI века.
К 2016 году винокурня, наконец, заработала. Но тут в мошаве Бейт Меир произошел разрушительный пожар. Участок вокруг винодельни охватило пламя. Пожарные справились с огнем, здание пострадало, но оборудование, к счастью, уцелело. Однако сгорел дом, где жила Рони с семьей. Как только отстроились, восстановили производство. Но тут явилась "корона". Два долгих года бездействия - и вот "корона пала"! И что же? Последовал год "шмиты", предусмотренного Торой и в течение которого по библейскому закону земля должна отдыхать, а урожай нельзя использовать. Эти законы строго соблюдает винокурня Hollander, которая имеет сертификат кошерного заведения.
Сегодня винокурня производит шнапсы м ликеры.
Какой шнапс предпочитаете: виноградный, абрикосовый, яблочный или яблочно-коричный? Никогда не пробовала этот напиток, но слово "шнапс" мне хорошо знакомо, особенно по фильмам о войне. А вот чем закусывали напиток в этих фильмах - не обращала внимания. Подумала: фруктовые добавки к названию предусматривают, что напиток подходит десерту.
Удивилась, что подали слабосоленую сельдь Матиас, сельдь маринованную и копченого тунца.
Оказывается, каждому виду шнапса на закуску подходит такой вид рыбки, которая создает особые вкусовые ощущения. Надо экспериментировать и выбирать! Не разобралась, какая рыбка для какого лучше, запомнила лишь, что копченая рыба хорошо сочетается с виноградным бренди Eau de vie. Не "пошел" мне шнапс, чем-то напомнив самогон, который я на дух не переношу. (Но разве мое мнение - истина в последней инстанции?!)
Другое дело - ликеры: с тонким ароматом, в меру сладкие, но не приторные, легкой свежестью приятно перекатываются во рту. А количество их видов здесь ровно такое, сколько самых разных фруктов растет на земле Израиля.
Винокурня Hollander, возглавляемая Рони Холландер и членом ее семьи Мотти Букером, принимает участие в Фестивале этнической и деревенской кулинарии Мате Йехуда-2023, который завершится 1 апреля. Всех желающих приглашают на экскурсию! В туре можно пройти по различным производственным помещениям винокурни, узнать о процессе производства спиртных напитков.
Завершается тур дегустацией разнообразной продукции. А приобрести ее можно только здесь - пока что еще не все связи и возможности винокурни восстановлены.
Дополнительная информация: Участникам пресс-тура не повезло в том плане, что мы приехали позже обусловленного времени, и не смогли познакомиться с Рони: ее ждали дети. Так что нас принимала ее помощница Наама, влюбленная в производство, чего нельзя было не заметить.
Но в целом нам невероятно повезло: это была последняя точка нашей невероятно интересной экскурсии. Завершалась она на открытой веранде под мирный вечерний пожар заката, овеваемый свежим воздухом Иерусалимских гор и благоухающими ароматами цветов, наполняя сердца и души романтикой.