Евгений Онегин: "Ужель та самая Татьяна?"

Dec 27, 2021 18:47



На сцену Israeli Opera Tel Aviv-Jaffa возвратился "Евгений Онегин".

Постановщик из Франции Жан Клод Оврэ уже дважды представлял своего "Евгения Онегина" на сцене Израильской Оперы - в 2003-м и 2008 годах. Возвращение нынешнего "Евгения Онегина" к публике было долгим (в общей сложности постановка этого режиссера - девятая по счету в Израиле). Показ оперы планировалась на март 2020 года. За несколько дней до премьеры все культурные мероприятия в стране из-за пандемии были отменены. И вот, наконец, долгожданная встреча.

Когда ты ждешь чего-то с особым чувством, чаще всего наступает разочарование. На сей раз - не тот случай!
"Евгений Онегин" - непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма.
Русская опера - на русском языке. С первых мгновений, когда видишь русские березки, погружаешься в атмосферу спектакля.



Стилистических ассоциаций в постановке немало: снопы пшеницы, спелые ягоды в лукошках крестьянок.



И даже рояль в березовом лесу - это никак не "рояль в кустах". Это словно сам Чайковский наблюдает за тем, что происходит на сцене. Декорации и костюмы соответствуют эпохе. Символы подчеркивают также высоту и драматизм моментов.



Например, бальный зал с огромной сверкающей хрустальной люстрой в доме князя Гремина. Эта же люстра, но уже опрокинутая, как символ разбитых надежд и несбывшейся мечты.



Чего нет - это "креативности" на потребу публике, даже намеков на стремление приблизиться к современности. Потому что классика вечна. Классика живет во все времена, пусть даже каждое время читает ее по-своему. Но именно многозначность классики способна вызывать интерес к себе, преодолевая границы времени. И мы вникаем, сопереживаем и проживаем радости и тревоги, сомнения и страсти давно ставших любимых героев, хотя наперед знаем, во что выльются их чувства...

Символично, что постановщик оперы - француз, как и то, что в русской опере есть французский прононс. Француз Трике - водевильный персонаж, развлекающий гостей на приеме. Что ж, достаточно вспомнить, что и Татьяна, "русскою душою", знала французский лучше, чем русский, и даже письмо Онегину писала на французском. В итоге мы сполна получаем представления об эпохах Пушкина и Чайковского. Хорошо представлены деревенская жизнь, Петербург в его светском великолепии.

Насчет влияния эпох на нас, современников сегодняшнего дня, скажу так: если девушки первыми пишут возлюбленным, осуждению это не подлежит. А если серьезно - в какой-то мере работа над "Евгением Онегиным" повлияла на личную жизнь композитора. Активно работая над эскизами оперы, весной 1877 года, Чайковский узнает о страстной любви Антонины Милюковой. Молодая студентка, так же как и Татьяна, пишет ему любовное послание. Композитор не может ответить взаимностью, он едва помнит девушку, поэтому, по аналогии с пушкинским героем, пишет вежливый отказ. Однако спустя некоторое время от Антонины приходит еще одно откровенное письмо. Чайковский озадачен, он отправляется к влюбленной девушке, чтобы увидеть ее. Знакомство и общение с настойчивой поклонницей привело к женитьбе композитора летом 1877 года. Существует мнение, что Чайковский пытался избежать повторения ошибки Онегина, но, на самом деле, сам совершил опрометчивый поступок. Скоропостижный брак не принес счастья и спустя три недели после бракосочетания композитор уходит от молодой супруги.

К чему бы придраться в постановке оперы? А, вот:
"Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?"
Ну почему вместо берета на Татьяне малиновые птичье перо и ленточка?!



В итоге мы имеем незабываемое воплощение красочного и достойного представления. Разумеется, благодаря творческому составу, команде профессионалов. Выразительно и безупречно играл оркестр. Музыкальные раскрытия образов характерны каждому из солистов. Хоровое исполнение виртуозно.

Нередко постановки предполагают основной и второй составы. В опере "Евгений Онегин" два равноценных состава. Не желая умалять прекрасных исполнителей, представлю оба.

В роли Евгения Онегина на сцену Израильской оперы выйдут известный украинский баритон Андрей Бондаренко и бас-баритон Костас Сморигинас, регулярно выступающий в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в этой роли. Ведущие израильские сопрано Ирина Бертман и Алла Василевицкая исполнят роль Татьяны, а российский тенор Алексей Долгов и тенор Томас Аткинс из Новой Зеландии представят Ленского. Роль Ольги исполнят израильская певицы меццо-сопрано Рахель Френкель и Шай Блох; В образе князя Гремина на сцену поочередно выйдут два баса - израильтянин Владимир Браун и россиянин Андрей Валентий. Среди других солистов: Эдна Прочник, Лариса Тетуева, Эйтан Дрори, Ноах Бригер, Яир Полищук и Пнини-Леон Грубнер.

Спектакли «Евгений Онегин» пройдут в сопровождении оркестра Израильской оперы - Симфонического оркестра Ришон ле-Циона под руководством Дана Эттингера и при участии хора Израильской оперы под руководством Асафа Бенрафа.



Пересказывать сюжет "Евгения Онегина" не имеет смысла. Фрагменты оперы настолько популярны, что их не может не знать даже человек, который не является любителем этого вида искусства. Поэтому лишь напомню...

"Девицы, красавицы
Затяните песенку"



"Итак, она звалась Татьяной"



"Я не способна к грусти томной"



"Я люблю вас, я люблю вас, Ольга"



"Ах, няня, няня, я тоскую"



"Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне"



"Я к вам пишу - чего же боле?"



"Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой".



"Куда, куда вы удалились
Весны моей златые дни?"



"Враги!.. Давно ли друг от друга
Нас жажда крови отвела?"



"Ужель та самая Татьяна?"



"Любви все возрасты покорны"



"Позор!.. Тоска!.. О, жалкий жребий мой!"



"Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна."



"А счастье было так возможно, так близко..."

Билеты в кассе Израильской оперы 03-6927777 или в кассе «Браво»: https://bit.ly/3bZI97G

Даты:
Вторник | 28.12.2021 | 20:00 | Премьера
Четверг | 30.12.2021 | 20:00
Пятница | 31.12.2021 | 13:00
Суббота | 01.01.2022 | 20:00
Понедельник | 03.01.2022 | 18:00
Вторник | 04.01.2022 | 20:00
Среда | 05.01.2022 | 20:00
Пятница | 07.01.2022 | 13:00
Суббота | 08.01.2022 | 20:00

Спасибо за приглашение: Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

опера, музыка, литература

Previous post Next post
Up