У всенародно любимой песни "Огонек" времён Великой Отечественной войны весьма интересная история. Богатая история и у первой исполнительницы этой песни.
Стихотворение Михаила Исаковского "Огонек" было опубликовано в газете "Правда" 19 апреля 1943 года. Поэт словно предчувствовал, что оно станет песней: подзаголовком к стихотворению было написано: "Песня".
Стихи были актуальны: почти повсеместно в тылу было введено затемнение. По законам военного времени, с наступлением ночи города утопали в темноте. На улицах не горели фонари, окна с вечера плотно драпировались. Чтобы вражеские самолёты не обнаружили цель, даже машины и поезда двигались без зажженных фар и огней.
И вдруг появились обнадёживающие и трепетные стихи о том, что уходит боец на позиции и долго видит в окне любимой огонёк. Не погас огонёк, и придёт час, когда зажгутся все огоньки!
К "Огоньку" стали сочинять музыку и подбирать мелодии повсюду и все - как профессиональные композиторы, так и самодеятельные, дирижеры, музыканты, певцы. Известны публикации мелодических версий "Огонька", принадлежавших М. Блантеру, А. Митюшину, Н. Макаровой, Л. Шварцу, а из самодеятельных композиторов - Н. Чугунову, В. Никитенко.
К последнему из перечисленных имен - Валентину Никитенко - мы позже возвратимся.
Песню пели везде и всегда: и на фронте, и в тылу, и после окончания войны. Повсеместно запели именно тот "Огонёк", который все мы знаем и сейчас. Получалось, что одну и ту же мелодию одновременно в разных местах и одинаково написал целый ряд авторов.
Кто же автор музыки? Вот что пишет Викепедия:
Все написанные мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. Её автор неизвестен. Впервые «Огонёк» с этой мелодией прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста - Исаковский, а музыка - народная. Исаковский вспоминал, что многие люди пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне. Была созвана специальная комиссия Союза композиторов, которая установила, что ни один из этих людей не мог написать её, а мелодия более всего похожа на танго «Стелла», автор которого также неизвестен.
Раиса Синицина
Раиса родилась в Азербайджане, до 10 лет жила в Баку, откуда с семьей переехала в Ленинград. Она перешла в 10-й класс, когда началась война.
Мама Раисы, Любовь Ароновна Синицина, была главврачом санатория станции Каннельярви возле Выборга, на берегу озера.
- 21 июня, в связи с пересменкой, отдыхающих в санатории не было, - вспоминает Раиса. - Были только мама, несколько поваров и я. Над нами начали летать самолеты. Радио не было, мы не понимали, что к чему. К нам приплыла лодка из соседнего зверосовхоза, и только тогда мы узнали, что началась война.
Поезда не шли, после долгого ожидания все же дождались состава, и 23 июня мать и дочь прибыли в Ленинград.
- Солнечный день, масса народу на улицах, но никто еще не понимал масштаба ужаса, -рассказывает Раиса. - Мы с одноклассниками пришли в школу. На окопы нас не взяли. В августе мы стали помогать эвакуировать детей - группы детских яслей, садов и интернатов - с воспитателями, поварами. На детских одеждах - таблички с именами-фамилиями детей. Провожавшие мамы и бабушки не просто плакали - стоял рёв. Два или три эшелона с детьми пропали, мы не знали их судьбу - в августе станция Хвойная уже была занята немцами.
Любовь Синицина ушла добровольцем на фронт (возвратилась подполковником медицинской службы, инвалидом войны), наказав дочери идти работать в госпиталь.
Раису приняли на работу, записав ее добровольцем. В чине рядовой прошла всю блокаду: служила в госпиталях Ленинграда с 1941 по 1945 год. В 42-м была дважды ранена при артобстреле. За свою самоотверженность награждена многими орденами и медалями.
Рядовая Раиса Синицина ухаживала за ранеными, мыла полы, стирала бинты. Спасала раненых при налетах и бомбежках.
В каждом госпитале была самодеятельность. Раиса и ее коллеги читали стихи, пели песни, танцевали, - делали все, что могли, чтобы поднять дух раненых. До войны Раиса окончила музыкальную школу по классу виолончели.
- Но такого инструмента в госпиталях не было, - вспоминает Раиса. - А то я бы и на виолончели для раненых играла, лишь бы отвлечь их от ран и боли.
А вот баян был! Один из раненых моряков, Валентин Никитенко, когда стал поправляться, аккомпанировал девушкам.
- Когда в газете было опубликовано стихотворение Михаила Исаковского "Огонек": "На позицию девушка провожала бойца…", - напела Раиса, - Валентин Никитенко написал на эти стихи музыку на следующий же день после публикации, и в тот же день я ее впервые исполнила. И пела эту песню для раненых множество раз - очень она полюбилась всем.
После войны Раиса окончила медицинский институт, работала детским врачом в Ленинграде. Неожиданно в 1976 году ее пригласили в Харьков на передачу "От всей души", пообещав интересную встречу.
Ведущая, Валентина Леонтьева, объявила: «Сейчас вы встретитесь со старым знакомым, которого не видели с 1943 года». Оказалось, на передачу пригласили и Валентина Никитенко, того самого моряка и баяниста из госпиталя. Он к тому времени жил в Харькове, преподавал в детской музыкальной школе. Спустя два года после этой встречи Никитенко ушел из жизни, так и не доказав своего авторства музыки.
Много тиражей было у пластинки с песней "Огонек". На этой встрече Раису ожидал еще один сюрприз. Она узнала, что на ряде ранее изданных тиражей было написано: "Первая исполнительница песни - Раиса Синицына". Этот факт Валентину Никитенко удалось доказать, что подтвердили и свидетели - из тех, кто ранеными слушал песню в исполнении Раисы в госпитале.
С начала 1990-х Раиса живет в израильском городе Холон. Практически с первых дней переезда активно включилась в общественную жизнь. Вскоре её назначили председателем комитета инвалидов Великой Отечественной войны города Холон, стала членом центрального комитета Союза инвалидов войны Израиля. В 2014 году Раиса ездила в Ленинград, на 70-летие снятия блокады.
Журналистская судьба свела меня с Раисой Синициной пять лет назад, 9 мая 2016 года, на вечере встречи ветеранов войны. Тогда с ней, самой активной плясуньей, мало о чём удалось поговорить - пришлось продолжить разговор по телефону. С тех пор я периодически звоню ей, и непременно каждый год поздравляю с Днём Победы.
(Фото из семейного архива)
10 мая 2020 года на горе Герцля у подножия памятника 200.000 воинам-евреям, погибшим в сражениях с нацистской армией во время Второй Мировой войны, состоялась государственная церемония в честь 75-го Дня Победы. Открыла церемонию зажжением церемониального Факела Памяти блокадница и участница войны Раиса Синицына. Она справилась! - несмотря на то, что на тот момент почти потеряла зрение.
Сегодня Раисе 97 лет. Она бодра и энергична, хотя зрение, после двух операций по трансплантации роговицы, не удалось восстановить. Сейчас ее главная опора - дочь и внуки. Нынешней зимой перенесла "корону".
- Мы лечились на пару с дочерью, - рассказывает Раиса. - Удалось обойтись без госпитализации. - Хуже всего, что из-за отсутствия зрения мне не под силу любимые занятия: я не могу читать книги, смотреть телевизор. И очень хочется танцевать - ноги ещё танцуют!
На сей раз мы не говорили о войне. Вот как это объяснила Раиса:
- Я не религиозный, но верующий человек. Тот, кто свыше, наградил меня здравым умом и памятью, несмотря на почтенный возраст. "Память" и "воспоминания" - разные понятия. Я помню всё, до мельчайших деталей. А воспоминания очень тяжёлые, и с каждым годом даются всё тяжелее.
Раиса с горечью рассказывает о потерях:
- 20 лет назад, когда я возглавила комитет инвалидов Великой Отечественной войны города Холон, нас было 286 человек. Сегодня нас осталось восемь ветеранов.
По иронии судьбы, очередную консультацию у глазного врача Раисе назначили на... 9 мая.
- Я никогда такого не пойму! - возмущается Раиса. - Очень жаль, что этот день не для всех святой. Лично я буду праздновать!
Никто из восьми ныне здравствующих ветеранов, ставших добрыми друзьями, по состоянию здоровья не сможет навестить Раису. Она надеется, что её придут поздравить те, кому дорога Победа.
В Иерусалиме в этом году церемония в честь Дня Победы состоится 10 мая, в День города. Впервые Раиса не сможет в ней участвовать. Но её боевой дух и сила воли по-прежнему сильны.
Земной поклон участникам войны, сохранившим наши жизни. Низкий поклон победителям!
Click to view