Исповедальное откровение

Jan 09, 2014 03:12

СЕМЕН ЗЛОТНИКОВ: «ВСЕ ЛЮДИ ХОТЯТ ЛЮБВИ»



14 января в Израиле начинаются гастроли Одесского академического Русского театра премьерой спектакля «Божьи дела», первыми зрителями которого стали одесситы в конце минувшего года. Cпектакль - бенефис народного артиста Украины Олега Школьника: он исполняет все роли, и мужские и женские. Автор пьесы и постановщик спектакля - Семён Злотников, драматург, режиссер, киносценарист, прозаик, произведения которого известны не только в России, но во многих странах мира. В настоящее время Семён Злотников живёт и работает в Израиле.

Переживая жизненные сложности или, наоборот, удачу и радости, человек обращается к Богу. У Стены Плача каждый испытывает особый трепет. Возможно, оттого, что чувствует Божье присутствие, - человек вкладывает душу, когда пишет записку и закладывает ее в нишу меж камней. В его исповеди, в этом одностороннем диалоге человека с Богом присутствует надежда: Всевышний услышит его просьбы, узнает желания, поможет. Каково содержание записки или обращения, о чем просьбы? - не знают ни близкие, ни родные, это ведомо только их авторам и Богу.
А еще о самом тайном и самом сокровенном прознал драматург Семен Злотников.

- Где вы подслушали эти истории, и о чем они?

- Плоха та пьеса, которую можно пересказывать. В жанре трагифарс дело не в сюжете, а нюансах, интонациях. Это самые простые, житейские, человеческие истории, и в то же время очень сокровенные истории, которые происходят с людьми.
Господу ежедневно приходится выслушивать миллионы человеческих историй, жалоб, просьб. Все обращения к Богу разные, но каждый может найти в них долю своих размышлений и переживаний.

- Каким образом ваш выбор пал на Олега Школьника?



- Мои монологи - это поэзия. Я пишу их верлибром, белым стихом, проверяя, как написанное выстраивается ритмически. Найти артиста на такую работу очень непросто. Во-первых, он должен быть умен. Нужны интеллект, высота проживания, как у Сергея Юрского, когда он читает стихи на сцене. Нужен артист, способный сопереживать, с таким чувствительным аппаратом, какой был у Михаила Глузского. С тонкостью Альберта Филозова. Необходимо сочувствие к персонажу, к человеку вообще. Мне очень важны мужские качества актера: мужественность от Джигарханяна, чтобы был мгновенный дар перевоплощения, как у Райкина. Это должен быть объемный, комплексный артист. Когда-то я смотрел Джентльмен-шоу. Особенно запомнился Олег Школьник в роли Семена Марковича из "Коммунальной квартиры". За полчаса актер умудрялся сыграть 5-6-7 ролей, мгновенно перевоплощаясь, - он мог все! Еще тогда у меня забрезжило: как бы его задействовать в своем в спектакле…
В 2008 году я был в Одессе, возил на III Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» свой спектакль «Уходил старик от старухи» с иерусалимскими артистами. Олег Школьник сам ко мне подошел, я его даже не сразу узнал. Олег попросил пьесу «Иван и Сара», но к работе над ней так и не приступил, что-то не совпало. А потом я прислал ему монологи, и вот тут уже все совпало. Но как ставить? - он в Одессе, я в Иерусалиме. Где, в каком театре, на какой площадке ставить? Из-за технических вопросов эта неопределенность тянулась долго. Прошлым летом Русский театр из Одессы был в Израиле, играли пьесу Виктора Шендеровича «Одесса у океана». Я познакомился с директором театра, Александром Евгеньевичем Копайгора. Сейчас, уже поработав в театре, могу сказать: замечательный директор! Умный, тонкий, профессиональный. Он быстро решил все вопросы.
В прошлом году весь август «застольный» период репетиций спектакля осуществлялся со Школьником по скайпу, причем с моей стороны быд хитрый ход: я его видел, а он меня нет. Мне хотелось, чтобы он не ко мне обращался, а посмотреть, как он обращается к невидимому Богу. Ему нужна была реакция, он меня выискивал в пустом экране. Олег примерно неделю верил в «сбои» связи, но, как чуткий актер, «расколол» меня, однако все же мы продолжили репетировать без моего изображения. А затем я приехал в Одессу, где мы еще целый месяц репетировали - и в репетиционной комнате, и на сцене, уже с декорациями.

- В итоге Олег Школьник обращался вместо Всевышнего к вам. Получается, что для актера Бог - драматург, для драматурга и актера Бог - зрители...

- Именно так, вы все правильно разложили.

- А кто скорее услышит обращение - Бог или люди?

- Конечно, это все для людей. Мне всегда хотелось написать пьесу для одного актера, но не получалось, пока не нашел форму исповеди. Обращение к Богу - эта форма дает возможность говорить обо всем. Она предполагает максимальную откровенность и звучит, как откровение. У меня много пьес, и ставились они повсюду. Но такого успеха, как у монологов, еще не было.

- С чем я вас и поздравляю! И все же: как драматург Семен Злотников прознал о самом тайном и самом сокровенном - с чем мужчины, женщины, - с чем самые разные люди обращаются к Богу?

- В прошлом году в Москве, в театре «Школа современной пьесы», репетировал спектакль «Вальс одиноких». Татьяна Веденеева, исполнявшая роль богатой американки, у которой было четыре мужа, как-то спросила меня: «Откуда вы знаете, о чем думают женщины, как сумели проникнуть в глубины ее сознания?» Я ответил ей: «Наверное, в прошлой жизни я был женщиной и, видимо, натерпелся от мужчин». Психология и мужчин, и женщин - весьма загадочная вещь. Но мне кажется, что и мужчины, и женщины хотят одного: все люди хотят любви.

- Как прошла премьера спектакля «Божьи дела» в Одессе?

- Блестяще. Олег Школьник способен удержать публику своей харизмой, умением легко играть . И что особенно важно - доверительность, которая возникает между актером и залом. Уверен, что и в Израиле Школьник обречен на успех.

- В последнее время вы все чаще обращаетесь к написанию прозы. Почему стали изменять драматургии, это - порыв души?

- Прозу мне всегда хотелось писать. Но она требует особого подхода, нужно находить особый ход, чтобы при этом я оставался Злотниковым, а прежде такое не рождалось. И вот - я придумал свою прозу. Словно пишет абсолютный ребенок, но который в курсе всего. Он знает и Платона, и Канта… Но при этом сохраняется чистота ребенка, его интонация, его непосредственность. Мне хотелось, чтобы всё вместе носило авантюрный характер, чтобы в написанном не было уныния… Года три ушло на написание романа «Последний апокриф». Я его показал в Московском издательстве Эксмо, и в ноябре 2013 года вышла книга. На мое удивление, в новой, стартовавшей моим романом, серии Index Librorum: интеллектуальная проза для избранных. В этой серии уже начали выходить русская и зарубежная проза, книги, которые когда-то могли быть запрещены. В Москве состоялась презентация моей книги, с весьма лестными отзывами, на которую я не сумел приехать, потому что находился в Одессе. Тем временем в Одессе я увидел свою книгу в магазине, но покупать не стал: мало того, что я написал ее, так еще за нее и платить должен?! (смеётся)

Аннотация к роману «Последний апокриф»



В одном из московских казино в бандитской разборке гибнет афророссиянин, белобрысый негр-гигант с васильковыми глазами. Перед смертью он успевает передать старому крупье-шулеру Джорджу Капутикяну Нечто Такое, что тот обязан любым образом доставить в Иерусалим… В то же самое время, где-то в заоблачных высях тибетских гор пробуждается от медитаций монах Иннокентий и также держит путь в Святой Город… По дороге к Земле Обетованной движутся еще несколько заклятых родственников и неутомимых конкурентов в битве за право обладать Нечто Таким… Что же это за Нечто? Кому Оно предназначено? И кто окажется победителем в борьбе за Него?

- Когда ждать вашу следующую книгу прозы?

- А я ее уже написал, и в марте 2014 года она выходит в издательстве Эксмо. Этот роман о жертвоприношении Авраама называется «Божьи дела». В книгу вошли также монологи из пьесы «Божьи дела», причем все из числа написанных, в отличие от спектакля. Сейчас заканчиваю третий роман - последние 10 лет я плотно занимаюсь прозой, пьес пока не пишу.



Впервые пьесы Семена Злотникова были поставлены в 1977 году в ленинградском Театре Комедии («Мужья Антонины» и «Все будет хорошо»), а начиная с 1978 года широко ставились в Москве (театр на Таганке, «Современник», «Эрмитаж», драматический театр им. А. С. Пушкина, Школа современной пьесы, Новый драматический театр и др.), Санкт-Петербурге, в десятках театров России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии.

Спектакль "Божьи дела":

14.01.2014 Реховот, зал "Мофет"
15.01.2014 Бер Шева, Мерказ а-цаирим
16.01.2014 Петах Тиква, зал "Шарет"
18.01.2014 Эйлат, зал консерватории
21.01.2014 Кармиэль, Гейхал а-тарбут
22.01.2014 Ашдод, зал "Дюна"
23.01.2014 Хайфа, зал Раппопорт
24.01.2014 Нацерет, зал Беркович
26.01.2014 Нетания, Бейт Йоханан
27.01.2014 Бат Ям, Аудиториум
28.01.2014 Ашкелон, матнас Вольденберг
29.01.2014 Ришон ле-Цион, зал "Мофет"
30.01.2014 Иерусалим, зал "Павильон"

This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/64980.html. Please comment there using OpenID.

книги, личность, интервью, театр

Previous post Next post
Up