АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК АГМОН а-ХУЛА: ОТ БОЛОТА ДО БОТАНИЧЕСКОГО САДА
Агмон а-Хула, одно из самых живописных мест Израиля, наполнилось птичьим пением перелетных птиц. Каждый год здесь останавливаются мигрирующие птицы, тысячи из которых остаются на зимовку в Израиле, и ещё тысячи продолжают путь на юг. Уже достигли израильских берегов пеликаны, фламинго, каравайки, а также журавли - они-то и стали лидерами в птичьем многоголосье
Галина МАЛАМАНТ (фото автора)
В Верхней Галилее, в самом центре цветущей долины с одноименным названием, расположены заповедник Хула (справа) и агроэкологический парк "Агмон а-Хула" (слева; их разделяют лесополоса и дорога)
Во времена Иешуа, сына Нуна, северная часть долины Хула принадлежала колену Дан, а южная часть - колену Нафтали. Также в период Талмуда и Мишна здесь были еврейские поселения.
Положение жителей долины с 14 века начало ухудшаться вследствие постоянных войн между крестоносцами и мусульманами, и бича этой местности - эпидемий малярии. К концу 19 века Хула представляла собой заболоченную местность, кишевшую малярийными комарами, которую заселили несколько бедуинских кланов.
Первое еврейское поселение Йесуд а-Маала в долине Хула было основано в 1883 году. Турецкие власти не разрешали евреям строить стабильные дома - люди жили в хижинах из папируса. В последующие 60 лет в долине Хула было основано множество поселений, и основным стремлением населения было осушить болота.
В середине 30-х годов Еврейский национальный фонд купил южную часть Хулы. Первые современные еврейские поселения появились в Хуле в 1939 году, с основания так называемых укрепленных пунктов: Менахема Усышкина - Дафна, Дан, Шахар-Ишув. В дальнейшем последовали поселения приблизились к болотам Хулы: Амир, Кфар-Блюм и другие.
Ситуация изменилась после образования государства Израиль. Программа мелиорации болот и озера стала самой приоритетной среди других проектов молодого государства. Остро не хватало пахотных земель.
Работы по осушению болот начались в 51-м году. Всего в Хуле было осушено более 3700 га плодородной земли, предназначенной для земледелия. Одновременно была проведена ирригация, и местные ирригационные сооружения были подключены к сети всеизраильского водовода. Опасность малярии была окончательно ликвидирована.
Однако осушение озера и болот привело к серьезным экологическим проблемам. Сильно пострадали животный и растительный мир этих мест.
Стало ясно, что сельское хозяйство не получило подъема, обещанного инициаторами проекта. Долине был нанесен серьезнейший экологический ущерб. Воды озера Кинерет были загрязнены, что означает - и питьевая вода тоже. Зимой в долине происходили наводнения, постоянно загорались торфяники, проседала почва, пылевые бури стали постоянным явлением. Часть осушенных земель была не пригодна для сельского хозяйства настолько, что крестьяне их просто переставали обрабатывать. Из-за осушения исчезли многие виды рыб, живших в озере, среди них местные эндемики. Пострадали многие птицы, гнездившиеся на болотах, в долине перестали останавливаться птицы на их сезонных миграционных путях.
Чтобы хотя бы частично восстановить природный баланс долины, началась реализации проекта по восстановлению, которая продолжалась в течение семи лет - с 1990-го по 1997 год.
Было решено заболотить часть осушенных земель, чтобы возродить животный и растительный мир этих мест и вернуть Кинерету чистоту. И тогда сюда снова запустили воду - при помощи специально вырытых каналов образовали небольшое озеро, глубиной около полуметра, чтобы территорию в 320 га сделать птичьим раем.
Но на этом работы не закончились, вода постоянно "уходила", - пришлось построить целую систему орошения и шлюзов для поддержания постоянного уровня воды. Проект по заболачиванию части осушенных земель принес огромную пользу.
Хищный канюк по-своему использует трубы системы орошения
На вновь заболоченных участках и был создан создан парк Агмон а-Хула - экологический центр, в котором объединились природа и сельское хозяйство.
Выращиваемые здесь кукуруза и злаковые идут на корм птицам. И все производимые здесь работы - во имя природы, во имя птиц
Поэтому сегодня мы воспринимает как само собою разумеющееся, что дважды в год здесь наблюдается скопление перелетных птиц: когда осенью птичьи стаи самых разных птиц отправляются в Африку, а весной возвращаются в родные края, они останавливаются на передышку в Израиле, а тысячи из них остаются на зимовку в нашей стране.
А тысячи любителей природы - как израильтян, так и туристов, приезжают сюда, чтобы полюбоваться птичьим базаром на фоне изумительной природы.
Я уже в пятый раз посетила этот райский уголок, но впервые - с организованной экскурсией, в рамках "Вкусные экскурсии с Полиной Лимперт". Справа - экскурсовод Марина Лейкина, благодаря которой мы узнали много нового. Но главная новость - в скором времени агроэкологическому парку Агмон а-Хула будет придан статус ботанического сада.
- Куратор нововведения - уникальная Ноами Марголит из кибуца Кфар Блюм, - рассказала нам Марина Лейкина. - Во многих уголках мира она собрала и продолжает собирать растения, характерные болотам и озерам, высаживает их в нашем "садике", который находится на землях Еврейского национального фонда («Керен Каемет ле-Исраэль», ККЛ). ККЛ и другие заинтересованные лица занимаются процессом оформления земель парка для придания ему нового статуса и соответствующего выделения бюджета. Процесс официального оформления записей долгий, но относительно растительного мира парк уже можно считать ботаническим садом.
Строится гостиничный комплекс - после долгих споров, которые и сегодня не прекращаются. Противники строительства утверждают, что близость человеческого жилья к заповеднику и парку нарушит экологию территории
Территория агроэкологического парка Агмон а-Хула. На озере белеет плавучая обзорная площадка, на которую мы немедленно отправимся.
Вот она, плавучая обзорная площадка - отсюда мы наблюдали за пеликанами
Образцовая семейка пеликанов: папа, мама и дитя (в центре). Пеликаны моногамны, держатся вместе и сохраняют пару в течение жизни.
У папы и мамы внешних признаков различия нет
Со временем у детеныша оперение поменяется и станет белым, хотя называются эти птицы Пеликан розовый / Pelecanus onocrotalus
Надеемся, что в одной из последующих экскурсий (на которую нас пригласила Марина Лейкина) мы сможем увидеть новые растения, а пока что полюбуемся нашими старыми знакомцами. Так выглядит папирус (Cyperus Papyrus / גומא הפפירוס), тот самый, из которого в древнем Египте научились делать бумагу.
По берегам многочисленных каналов растет тростник, как и подобает болотистой местности
Вовсю благоденствует жёлтая кубышка (растения в воде) - Nuphar lutea (נופר צהוב), цветы которой слегка напоминают нимфеи-кувшинки, но сейчас - не их сезон цветения
Таких "скворечников" много, это - домики для сов, в которых они живут и размножаются. По ночам совы охотятся, добывая себе пищу, тем самым делают благое дело - уничтожают грызунов, вредителей полей
Одна из "границ" парка - река Иордан
По берегам Иордана распустила сиреневые крылья цветения плакун-трава, или дербенник. Оказывается, эта трава не имеет себе равных как средство, действующее при пищевых отравлениях и похмельном синдроме. Благодаря своей способности бороться с грибковыми заболеваниями, применяется при лечении кожи. Используется как вяжущее, противосудорожное, болеутоляющее, кровоостанавливающее, тонизирующее средство.
Гора Хермон принарядилась в облака
Пока на Хермоне снег не выпал, зато "снежностью" сияют хлопковые поля
Фламинго / Phoenicopterus ruber / פלמינגו מצוי
"Высоко летят над небесами
и курлычут журавли над нами..."
Серый журавль / Grus grus / עגור אפור
Журавлей пока сравнительно мало, но уже сейчас они повсюду: и в небе,
в полях,
и в воде. А курлычут журавли так, что весь Национальный парк заполнен их голосами
Шилоклювка / Recurvirostra avosetta, Avocet / סיפן עקוד
Серая цапля / Ardea cinerea / אנפה אפורה
Большая белая цапля / Ardea alba / לבנית גדולה
Цапля малая белая / Egretta garzetta / לבנית קטנה
Египетская цапля / Bubulcus ibis / אנפית בקר
Летят каравайки
Каравайка / Plegadis falcinellus / מגלן חום
Зимородок обыкновенный, это - местный красавец
На зимовку прилетели чибисы шпорцевые (многие в итоге меняют "прописку", расширяя семью своих израильских собратьев)
Здесь - утки, ходулочники, чибисы шпорцевые.
Во время прогулки по парку встретились также: жаворонок хохлатый, ласточки, баклан малый, кулики, всевозможные виды уток. В перелетный сезон осень-весна заповедники насчитывают до 250 видов птиц.
Кроме птиц, здесь есть и постоянные жители. Нутрия / Myocastor coypus
Азиатские буйволы (Bubalus bubalis), исторический ареал расселения которых огромен, прежде в больших количествах водились в долине Хула. В первой половине 20 века буйволы покинули эти места. Лишь в 1995 году несколько особей были привезли сюда из заповедника Эйн Афек. Они стали размножаться, что говорит о многом: теперь буйволам благоприятствуют и экология, и свобода, и уход. Образ жизни этих буйволов тесно связан с водоёмами, желательно со стоячей или медленно текущей водой. Утром и вечером в прохладные часы буйволы пасутся, причём водная растительность составляет порой до 70% кормов, а всю жаркую часть дня лежат, погрузившись до головы в жидкую грязь. Нам не повезло познакомиться поближе: буйволы укрылись в воде - только рога торчали
Одна из наблюдательных станций
Форт Коах
В продолжение экскурсии мы поднялись в горы Нафтали. Словно в срезе - линия Сирийско-Африканского разлома, начавшегося 20 миллионов лет назад и продолжающегося по сей день, оказывающего огромное влияние на геологию и топографию Израиля, в не меньшей мере - на погоду региона, и в наше время. Впадина, получившаяся в результате передвижений Африканской, Аравийской и Синайской тектонических плит, образовала ямы, которые заполнились водой: соленое Мертвое море и пресноводное озеро Кинерет.
Форт Коах был построен по заказу британских властей строительной компанией Солель Боне и был ключевым наблюдательным пунктом на высотах Нафтали с видом на долину Хула, и предназначался для контроля палестино-ливанской границы. К середине апреля 1948 года британская армия была эвакуирована из большей части Верхней Галилеи. Ряд ключевых пунктов был оккупирован арабскими силами, включая форт, в связи с чем опасными для передвижения стали главная дорога в Верхнюю Галилею и дороги в еврейские поселения Рамот Нафтали и Манара, а также возникла угроза для жителей в кибуцах долины. Пальмах решил отвоевать стратегически важный объект. Лишь с третьей попытки форт был взят.
В боях за форт погибло 28 солдат, в их честь эта крепость сегодня называется "Мецудат ха-Коах". Название "Коах" имеет двойной смысл: в гематрии это слово соответствует цифре 28 (количество погибших солдат); ивритское слово "כח" означает "сила".
Форт Коах сегодня является частью Израильского национального маршрута и до сих пор служит базой пограничной полиции Магав.
Мемориал в память 28 воинов, погибших в 1948 году во время захвата стратегически важного форта
В память о погибших воинах посажено 28 деревьев, возле каждого - табличка с именем погибшего
Завершающим аккордом экскурсии стало посещение винодельни "Мифгаш а-екев" ("Встреча в винном погребке")
Здесь продают не только вина, но, главным образом, ликеры собственного производства - из разнообразных плодов и ягод, которые выращивают в Галилее. Дегустация порадовала всех. В целом экскурсия получилась насыщенной и яркой, дающая полноту впечатлений
Прежние публикации об Агмон а-Хуле:
АГМОН а-ХУЛА, ГАЛИЛЕЯ
http://malamant.livejournal.com/117255.html АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК АГМОН а-ХУЛА
http://malamant.livejournal.com/135520.html ЖУРАВЛИ на СТАРТЕ
http://malamant.livejournal.com/140681.html НА ЗИМНЮЮ ПОБЫВКУ
http://malamant.livejournal.com/162578.html
This entry was originally posted at
https://malamant.dreamwidth.org/60104.html. Please comment there using
OpenID.