ИЗВЕСТНО, КАК ВЫГЛЯДЕЛА ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ СИНАГОГ НА ГОЛАНАХ
Находится синагога неподалеку от кибуца Натур (по 98-ой трассе, не доезжая кибуца, свернуть налево и следовать указателям)
После шестидневной войны 1967 года, когда Голанские высоты отошли к Израилю, принявшиеся за исследования местности израильские археологи обнаружили здесь 25 синагог. Все они были примерно одного исторического, Византийского периода времени, одного архитектурного стиля - "базилика".
В Ум эль-Канатире было найдено древнее еврейское поселение периода Мишны и Талмуда, занимавшее площадь 30 дунамов.
За несколько столетий до этого периода был разрушен Иерусалимский храм, в иерусалимских горах и во всей Иудее евреям было запрещено селиться. Но на Голанах и в Галилее еврейское присутствие еще сохранялось.
В отличие от многочисленных церквей и монастырей, возводившихся по всему Израилю в те годы на средства Византийской империи, еврейские синагоги строились на средства местных еврейских общин.
В определенной мере строительство еврейских синагог после утраты Иерусалимского Храма являлось составляющей межрелигиозной борьбы за выживание и самоутверждение в подавляющей Христианской среде.
В результате землетрясения 749 года были разрушены и селение, и роскошная синагога в Ум эль-Канатире.
Впервые Ум эль-Канатир получил известность в 1883 году. Лоуренс Олифант, англичанин, поддерживавший идеи сионизма, обнаружил это место во время путешествия с Готлибом Шумахером по Голанам.
Лоуренс Олифант исследовал этот район, поскольку выдвинул идею о создании еврейского государства на Голанских высотах. Так, путешествуя по Голанам, исследователи остановились у небольшого источника Ум эль-Канатир (в переводе с арабского - мать (родоначальница) арок). Возможно, название было дано источнику из-за имевшихся здесь древних арок.
Из этого источника акведук доставлял воду в римский город Суситу, располагавшийся на Голанах.
Вывод, что оштукатуренные бассейны свидетельствуют: здесь производилось отбеливание тканей - сделал израильский ученый Йошуа (Йешу) Дреи. В его практике аналогичные встречались в Греции. Для Израиле это была первая находка. Но не последняя: позже на севере страны обнаружили ещё несколько таких же бассейнов.
Сопровождавший Олифанта и Шумахера бедуинский шейх показал им древние руины, расположенные на расстоянии нескольких сотен метров от источника.
Арабы называли эти остатки "еврейскими развалинами". По ряду признаков, в том числе по обнаруженной иудейской символике, Олифант определил, что речь идет о развалинах древней синагоги, о чем написал в своем дневнике.
В 1905 - 1928 годах немецкие археологи Генрих Коль, Карл Ацингер и Липа Сукеник периодически проводили здесь археологические раскопки, показавшие значительные размеры этой синагоги - 13,8 на 19,8 метров.
Тогда же было определенно, что в 4 -5 веках нашей эры здесь располагалось довольно богатое еврейское селение. Основной источник дохода, позволяющий такое безбедное существование - ткацкая мастерская по производству льна.
А родник, снабжающей водой всю деревню, имел не только бытовое, но и серьезное промышленное значение.
Продолжение раскопок последовало только спустя столетие.
На иврите написано арабское название поселения и синагоги: Ум-Эль-Канатир. Как в оригинале называлось иудейское поселение в 4-7 в.в. н.э., неизвестно. Во время землетрясения в середине 8 века н.э., в 749 году, было разрушено большинство поселений и городов по всему северу Израиля. Это землетрясение положило конец еврейскому присутствию на Голанских высотах, которые в течение нескольких веков - более 650 лет - не были заселены, в связи с чем большинство названий поселений было утеряно.
Вполне возможно, что название сирийской деревни заимствовано именно из оригинала. Скорее всего, именно об этом месте в 16 веке раби Менахем Лузано писал: "Канатир - это название места напротив Тверии, через море (имелось в виду озеро Кинерет)"
Современное название этого места - Кшатот Рехавам (Арки Рехавама).
Рехавами Зееви , ז"ל, - краевед, историк, автор ряда книг (в том числе о погроме 1929 г. в Хевроне), борец за Голаны, их освоение, развитие, изучение. Будучи министром туризма, участвовал в создании инфраструктуры на Голанах, обеспечил возможность раскопок. Для министра туризма Рехавама Зееви это был последний проект, который он курировал незадолго до своей трагической гибели.
Перед спуском к поселению и синагоге нас встретило поле, поросшее бурьяном, - создалось впечатление запустения
Но вот засыхающую траву оживил своим присутствием щегол
и невесть откуда взявшийся кот
Камни, камни, камни...
А далее начались живые картины природы, которые мы наблюдали по мере спуска, вымощенного камнями, к синагоге
...и все ближе, но все так же отдален Кинерет
Благодаря отдаленному расположению Ум эль-Канатира от других поселений, построенных здесь позднее, благодаря тяжести камней базальтовой породы, они не были растащены, и оставались нетронутыми на месте разрушения.
Небольшая арабская деревня, основанная возле источника в 20-х годах 20-го века, не успела навредить древнему строению. Этот факт позволил применить при раскопках в Ум эль-Канатире уникальный способ для реставрации этой древней синагоги.
Работы начались в 2003 году под руководством Йошуа (Йешу) Дреи из "Центра восстановления древних технологий" и археологов Иланы Гонен и Хаима бен Давида. Был построен особый кран, передвигающийся по рельсам, чтобы облегчить работы и позволить применить передовой метод реставрации. Все камни были пронумерованы - в том порядке, в котором лежали на земле. Каждый камень получил электронный идентификатор и порядковый номер, был сфотографирован "с воздуха" со всех сторон. Более 1500 больших камней были "идентифицированы" с помощью крана всего за несколько месяцев. Все в данные были внесены в компьютер. С помощью специальной компьютерной программы каждый камень был виртуально "возвращен" на свое место в строении синагоги, - таким образом увидели, как выглядело это здание до землетрясения.
Мы приближаемся к синагоге
Здание синагоги обнесено проволочной оградой
но лаз в нем имеется...
Перед входом - веранда, опирающаяся на колонны.
Синагога имела 2 этажа и была покрыта черепичной крышей.
Были обнаружены многочисленные уникальные находки. В центральном зале - два ряда колонн
Все колоны имеют украшенные орнаментом капители
Арон а-Кодеш (шкаф, место хранения свитков Торы), достигавший пяти с половиной метров высоты.
Своды над Арон а-Кодеш
На колоннах - изображения в виде животных, растений, орнаменты. Вверху, слева и справа, - орлы
Ступени, ведущие к Арону а-Кодеш
Южная сторона "смотрит" в сторону Иерусалима
Арон а-Кодеш расположен справа от входа
Менора
Центральная часть пола
Нумерация на камнях сохранилась
Живой "номер"
Здесь показаны изменения, которых реставраторы достигли в период 2003-2010 годов. На сегодняшний день, как видим, никаких изменений с 2010 года не произошло, и работы не ведутся. Свежей информации о продолжении восстановительных работ тоже нигде нет. И только гиды-энтузиасты, да одиночки-любители древности включают посещение этого места в свой маршрут. В нашей группе из 14 журналистов, причем каждый - любитель путешествий и старины - все впервые попали к этому уникальному месту, - спасибо Маше Хинич
Идея проекта Рехавама Зееви заключалась не просто в реставрации для превращения в туристический объект, но в восстановлении и превращении руин в действующую синагогу. В знак памяти и благодарности его имя присвоено уникальному памятнику - поселению и древней синагоге.
Стены синагоги прорастают зеленью...
Возведение древней синагоги продолжалось долгие десятилетия - строительство велось основательно: строили на века, для будущих поколений. Восстановление нынешними поколениями тоже ведется долго. Неужели лишь будущие поколения продолжат его?
This entry was originally posted at
http://malamant.dreamwidth.org/49902.html. Please comment there using
OpenID.