Рим, столица Италии, - один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Еще в античности (III век н. э.) Рим стали часто называть Вечным (лат. Roma Aeterna). Впервые так назвал Рим римский поэт Альбий Тибулл (I век до н. э.) в своей второй элегии. Представления о «вечности» Рима во многом сохранились и после падения древнеримской цивилизации, принеся соответствующий эпитет в современные языки.
Порт Чивитавекия. Экскурсию мы заказали по Интернету. Прямо к теплоходу за нами прибыл микроавтобус, и мы направились в Рим.
Обрамление дороги чередовалось то цветущими кустарниками, за которыми виднелись скошенные поля и укатанная в рулоны солома, то деревьями. Часто попадались вот такие хвойные деревья с шапками-зонтиками. Справа внизу как раз лежат "рулоны" с пшеничных полей.
При въезде в Вечный город нас встретила экскурсовод Вика, и начался урок истории. Забегая вперед, скажу: он был дан профессионально, страстно, интересно. Единственное, что нас омрачало - день был пасмурным, то и дело накрапывал дождь (снимки получились тоже пасмурными, прошу меня не бить).
Собор св. Павла, или Остиенский собор
Церковь была заложена императором Константином на месте предполагаемого захоронения св. Павла (в 2006 г. археологи объявили, что нашли его саркофаг под храмом). В 386 г. Феодосий I счёл ту церковь недостойной столь священного места и начал строительство гораздо более внушительного храма. Когда папа Лев I закончил строительство, в Риме не было более просторной базилики.
В отличие от остальных патриарших базилик, собор св. Павла за стеной не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако 15 июля 1823 г. выгорел почти дотла. Восстановление храма продолжалось до 1840 г., причём был выстроен совершенно новый классицистический фасад. Малахит и лазурит для воссоздания алтаря прислал царь Николай I. Повторное освящение храма состоялось только в 1855 г.
Пирамида Цестия, справа - Ворота св. Павла / Porta S. Paolo
Пирамида Цестия - древнеримский мавзолей в форме неправильной пирамиды на Авентине в Риме. Построен между 18 и 12 гг. до н. э. для Гая Цестия Эпулона. Представляет собой прекрасно сохранившееся сооружение из бетона, облицованного кирпичом и мрамором. Высота составляет 36,4 метра, длина основания - 30 метров. Внутри пирамиды находится склеп. Рядом - Некатолическое кладбище с могилами Шелли, Китса и Брюллова.
Ворота Сан Паоло являются частью Аврелиановой Стены, которая была построена в 272-275 годах. В кольце стены находились 7 холмов, Марсово поле и район Трастевере на левом берегу Тибра
Храм Портуна - древнеримский храм на Бычьем форуме в Риме, посвящённый богу портов Портуну.
ПЛОЩАДЬ ВЕНЕЦИИ
Дворец Венеции
Площадь Венеции (пьяцца Венето) находится в самом центре Рима, у подножия Каритолийского холма. Одноименный дворец построен в 1455 году по воле кардинала Пьетро Барбо, будущего папы Павла II. Будучи одним из первых в городе сооружений начального периода эпохи Возрождения, здание отличается чрезвычайной строгостью форм.
Витториано (итал. Il Vittoriano), или Монумент Виктору Иммануилу II
Монумент Витториано на пл. Венеции воздвигнут в честь Объединения Италии. Призван прославлять Отечество, Рисорджименто (то есть движение за воссоединение страны) и Воинскую доблесть. Строительство комплекса началось в1885 году, но для его завершения понадобилось целых сорок лет. Широкая центральная лестница ведет к Алтарю Отечества и могиле Неизвестного солдата, где захоронен прах безымянного воина, отдавшего жизнь за Родину в войне 1915-18 гг. Там постоянно стоит почетный караул. Над часовенкой в нише - статуя Рима, а слева и справа от нее - барельеф работы скульптора Анджело Дзанелли, прославляющий труд и любовь в отечеству. По обеим сторонам главной лестницы расположены фонтаны. Правый фонтан изображает Тирренское море, левый - Адриатическое.
В центре ансамбля возвышается конная статуя короля Виктора Эммануила II скульптора Э. Кьярадиа. Массивный барельеф основания статуи, созданный Макканьини, олицетворяет главные города Италии.
Обширная колоннада, украшенная аллегорическими группами, представляющими области Италии, завершается двумя пропилеями с бронзовыми квадригами, несущими крылатую Викторию.
Храм Санта-Мария-ин-Арачели (храм Божьей Матери «Жертвенник Небесный»)
Рим называют «городом на семи холмах». На одном из них, Капитолийском холме, расположен Храм Божьей Матери. Снаружи выглядит скромно, но известен богатым убранством.
Вокруг КОЛИЗЕЯ
Такой погодой встретил нас Колизей
Колизей - выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима.
Первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colloseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.
Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Строительство велось на протяжении 5 лет, с 75-80 гг., и было завершено в 80 году сыном последнего - императором Титом. Открытие Колизея было ознаменовано играми.
Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров, мог вместить в себя до 87000 зрителей. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии).
При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу.
Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. Он стал источником добычи строительного материала. Хотя здание в целом оказалось обезображенным, значительная часть амфитеатра уцелела.
Первым, принявшим здание под свою защиту, был Бенедикт XIV (1740-58). Последующие Папы продолжали заботиться о сохранности и укреплении памятника старины.
Древний театр называют "Гербом Рима" вполне заслужено - несмотря на длительные разрушения и вандализм, которому подвергся исторический памятник, он по-прежнему производит неизгладимое впечатление на тех, кто впервые имеет счастье лицезреть Колизей.
Справа от одного из входов в Колизей - Триумфальная арка императора Константина I Великого
У Триумфальной арки не менее многолюдно
На вершине каждой колонны находятся фигуры даков
По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка.
"Смешались люди, кони..." Этот извозчик, видимо, в надежде заполучить клиентов, заехал в самую гущу толпы. Обошлось...
АРКА ТИТА
Она находится в самом начале древней Священной дороги (Via Sacra), и посвящена покорению Иудеи и взятия Иерусалима Титом в 71 г. В ней один пролет, свод и облицовка сложены из массивных плит пентеликонского мрамора.
Арку украшают крупные рельефы. На этом - солдаты несут на носилках предметы, захваченные в иерусалимском храме: семисвечник, трубы и жертвенник.
Здесь - выход на Форум со стороны Колизея.
Via Sacra (Виа Сакра), или Священная дорога, - место триумфальных шествий Республики и Империи. Триумфальное шествие начиналось на Марсовом поле и, приветствуемое народом, шло через весь город к Форуму, где заканчивалось у Капитолия.
ФОРУМ
Церковь Санта-Франческа-Романа
Римский форум был когда-то коммерческим, политическим и религиозным центром римской республики. Область была заполнена величественными и великолепными храмами, дворцами, и магазинами, где толпились люди со всех уголков планеты. Сегодня это ряд руин и мраморных фрагментов с разбросанными рушащимися колоннами. И хотя уже трудно представить все то былое великолепие, все равно это выглядит впечатляющим. Особенно если принять во внимание факт, что возраст руин составляет девятьсот лет (с приблизительно 5-ого века до н.э. по 4-ый век н.э.). И учесть, что восстановительные работы ведутся
Вдоль Священной дороги и рядом с оградой у Форума - "воины". С ними можно сфотографироваться (за деньги).
Как бы то ни было, но костюмами эти современные легионеры и гладиаторы способствуют воссозданию эпохи
А сквозь руины прорастает трава, цветут цветы
Акведук
Особенностью хозяйственной деятельности римлян было внимание, которое они уделяли созданию современной по тем временам инфраструктуры. Весьма важным было обеспечение питьевой и хозяйственной водой растущего городского населения, а также многочисленных общественных бань. С этой целью строились акведуки, а для отвода грязных вод использовалась система канализации, за основу которой была использована сеть каналов Клоака Максима, первоначально созданная для осушения болот.
Далее мы проехали какой-то отрезок пути (снимок через окно автобуса)
А дождь идет... И мы идем - по улицам Рима
Какой Рим без Фиата и артистических натур!
Кафе - на каждом шагу. И дождик не страшен!
А здесь со столиков все-таки убрали приборы
Галерея Альберто Сорди (торговый центр)
Все же в дождливую погоду чашку кофе лучше выпить под крышей
Колонна Марка Аврелия
Памятником Марку Аврелию является триумфальная колонна, сооруженная в 176-193 годах по образцу колонны Траяна
ПАНТЕОН / Pantheon
Пантеон в Риме, на Марсовом поле, в 27-25 гг. до н. э. возвел на собственные средства римский консул Марк Випсаний Агриппа, зять императора Августа. Согласно преданию, с этого места, которое в древности называлось "козье болото" (лат. Palus Caprae), Ромул, основатель Вечного города, был вознесен на небеса богом Марсом. Одно из самых известных, самых впечатляющих и наилучше сохранившихся сооружений, древнего Рима, «Храм всех богов» в Риме, Пантеон - памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима.
Пантеон состоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном.
В куполе Пантеона - отверстие, откуда в ясный день видно голубое небо, а ночью звезды
Место под куполом огорожено, чтобы никто не поскользнулся - сюда проникла дождевая вода
В Пантеоне похоронены многие выдающиеся люди. Могила Рафаэля
Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне
Сант-Аньезе-ин-Агоне (итал. S. Agnese in Agone, лат. Sanctae Agnetis in Agone) - титулярная церковь на площади Навона в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской
По легенде, на стадионе Домициана произошло чудо: христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников, однако у неё мгновенно отросли волосы и скрыли наготу. Голова святой, заколотой кинжалом, хранится в крипте церкви. В церкви также находятся многочисленные надгробия
Собор Пресвятой девы Марии Великой / Basilica di S.Maria Maggiore (Санта Мария Маджоре)
Базилика Санта Мария Маджоре - одна из 5 патриарших базилик.
Ее здание было построено на месте очень древней церкви Санта Мария делла Неве (neve - «снег»). По легенде, Папе Либерию явилась дева Мария и велела построить церковь там, где выпадет снег. На утро в августе выпал снег, и папа велел построить здесь церковь.
Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом.
Храм Божественного Адриана
Сохранившиеся колонны и одну стену старинного храма "пристроили" к зданию, где располагается торговая биржа.
Отверстия в колоннах и стене - не примета древности. Любители наживы искали в них спрятанные монеты...
Церковь святой Сусанны
Санта-Сусанна (итал. Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano) - титулярная церковь на Квиринале в Риме, напротив Санта-Мария-делла-Виттория. Санта-Сусанна является национальной церковью католиков США.
МАРСОВО ПОЛЕ
Мы направляемся в район средневековых улочек. Нам уже улыбнулось солнышко, но ехидно ухмыляются длинные тени
Много тайн и загадок хранят здания. Иные порой раскрываются случайно.
Образовавшийся зазор между домами - результат обвалившегося замурованного мусоропровода (на правом снимке вверху в центре - оставшаяся часть). По его содержимому стало известно: это был публичный дом.
Лев, царь зверей? Раскрыта и эта тайна. Владелец дома заказал скульптору сотворить медведя. Последний не знал, как выглядит косолапый...
(Продолжение - Фонтаны Рима)
This entry was originally posted at
http://malamant.dreamwidth.org/26286.html. Please comment there using OpenID.