Пол Тэйлор (ему сейчас 87 лет) с самого начала карьеры и в течение 50-х, 60-х и 70-х был l'enfant terrible тогдашней балетной сцены с публикой едва ли не боролся, ставя непонятные, самые на то время эпатажные спектакли, смущавшие умы. В 60-е годы он умы уже потрясал, а специалистов поражал, выдумывая авангардные балеты на музыку, написанную в 18 веке, чем весьма расстраивал тогдашний американский культурный истеблишмент, рассматривавший сочетание музыки барокко и атлетического танца едва ли не как святотатство, посягательство на святое святых американской культуры. В 70-е годы Тэйлор поставил балет о кровосмешении и показал, какой зверь может скрываться за личиной культурного человека. В 80-е годы он решил с помощью балета разобраться с проблемами семейными, интимными и взаимоотношениями между солдатами в битве. В 90-е годы Тэйлор ставил хореографические работы на темы религиозных распрей, экстремизма, фанатизма и слепого поклонения догмам.
Рудольф хотел работать с Тейлором со времени их первой встречи на "Фестивале двух миров", проходившем в Сполето в 1964 году. Но Тейлор никогда особенно не интересовался классическими балетными исполнителями и согласился на эксперимент в основном из-за привязанности к Рудольфу и финансовых преимуществ. Причины, по которым Рудольф выбрал Тейлора, были одновременно стратегическими и оппортунистическими: он еще никогда не выступал в Мехико и хотел попробовать абсолютно новую для него технику.
Это было нелегкой задачей, требующей танцевать босиком, сокращать мышцы спины и находить новый центр тяжести, что было полной противоположностью школе Вагановой. В отличие от непрерывного потока движений и возвышенной серьезности классического балета, современный танец требует от исполнителей подчеркивать связь с землей, а не стремление к небесам. К тому же стиль Тейлора принуждает танцовщиков делить их тела надвое: "Ниже пояса вы отягощены, а выше - бесплотны. Вы должны одновременно пребывать на полу и в воздухе". Рудольф был не только достаточно дерзок, чтобы взяться за роль самого Тейлора, в лирическом "Ореоле", но и достаточно скромен, чтобы признавать, "как сильно мы с Полом отличаемся друг от друга, как много мне нужно учиться и работать, чтобы выполнить его требования...". Рудольф даже не спрашивал о гонораре...
Несмотря на лучшие намерения и непрерывную тяжелую работу Рудольфа, "он так и не осознал, что не может накинуть на себя современную технику, как мантию", - утверждает Тейлор, который всегда чувствовал, что Рудольф не подходил на роль во вдохновленном Генделем "Ореоле", хотя продолжал его исполнять в течение всей своей карьеры. "Он хотел его танцевать; и я не вмешивался. Но для такого произведения нужны длинные руки и ноги. Однако выглядел он достаточно импозантно, и публике это нравилось".
В первых представлениях у Рудольфа были трудности с прыжками. Он признавался танцовщикам Тейлора, что его прыжки утратили энергию и упругость. Но главной проблемой было то, что он не рассчитывал время на репетициях. По словам Драйвер, Рудольф каждый день начинал с первой секции и проходил ее пять раз, прежде чем перейти к следующей. В результате он никогда не добирался до последней секции, "где и были все прыжки. Если ведущий танцовщик не сделает прыжки быстро, остальным приходится висеть в воздухе, как вертолетам. Мы молились, чтобы он это понял".
(c) собрано в ЖЖ и у Солуэй
В общем, почитаешь, и кажется, что Руди все делал не так, но когда мне попалась запись этого балета в ФБ, я просто онемела. То есть первые четыре минуты тщетно пыталась оценить авангардистскую хореографию, не понимая, зачем так себя мучаю, но затем вышел Рудольф, и все встало на свои места. Он совершенно богичен здесь, от него действительно исходит сияние.
В том же 1971 г. Рудольф танцевал в другом балете Тейлора "Большая Берта", на музыку Берта Бакарака (очень известного в то время композитора) к фильму "Бутч Кэссиди и Санденс Кид". Сохранилась запись этой постановки для Си-би-эс, правда, не в цвете, как оно было изначально, что несколько смазывает впечатление. Партнерша - Bettie de Jong. По сюжету это очередные "Юноша и Смерть", а перед тем Руди беседует с Бакараком, почему-то отчаянно кокетничая с ним. То ли понравился, то ли он со всеми так, когда в настроении.
Click to view
И еще: фото Рудольфа с Полом Тейлором, которое было бы ужасно смешным, не будь Рудольф тут таким старым и больным. Но можно представить их в тех же позах в 70-е годы и от души поржать