«Элегантность ёжика» - второе произведение
современной французской писательницы Мюриель Барбери , которая к тому же ни много ни мало является ещё и профессором философии. В романе рассказывает о странной троице - пожилой консьержке, работающей и живущей в богатом парижском доме, старательно скрывающей свою эрудицию, девочке-подростке, необычайно одаренной и чересчур умной для своих лет, однако желающей покончить с собой и поджечь родительский дом, и японце, который волей случая присоединяется к этой компании и гармонично дополняет её.
Не могу сказать, что книга мне понравилась, но и обратного я заявить также не могу. Она меня взволновала, заставила сомневаться в рисуемых образах, а также несколько раз заглянуть в словарь. А это немало.
Мне, как российскому читателю, было приятно узнать о любви умной, крайне прозорливой консьержки-француженки и состоятельного эрудированного японца, проживающего в Париже, к русской литературе и, в частности, к творениям Льва Толстова. Также нельзя было остаться равнодушной к воспеваемой в произведении мудрости и лаконичной красоте японской культуры.
Однако, в начале прочтения я была введена в некоторое заблуждение: никак не могла сообразить, о ком всё же идет речь: о бедной женщине в летах или о юной особе, проживающей в огромной парижской квартире? И не мудрено, ведь речь первой и второй была практически одинакова! И это один из главных минусов данного произведения.
В романе очень чувствовалось как автор хочет подвести к мысли о том, что мир прекрасен, но для того чтобы это увидеть необходимо приложить усилие, потратить некоторое время, и иметь что-то в себе особенное с рождения (ум?), чем многие не обладают (вздох сожаления). Автор попытался пофилософствовать на тему, что есть современное общество, покритиковать верхушку, элиту его. Именно это бросилось мне в глаза. И, по-моему, это философствование очень часто, отдавало снобизмом, высокомерием писательницы. Она же, в свою очередь, хотела дать надежду на то, что среди сильных мира сего, среди этого мрака невежественных людишек, есть те, кому присуще благородство, способность видеть человека, а не его статус, не оценивать искусство лишь по ценникам и ярлыкам, а могущих чувствовать его красоту, уметь наслаждаться им.
Примечателен финал этого романа, который напомнил мне фильм «Русалка» (не выдам, с кем же из трёх главных героев приключится несчастье). А также понравилось воспевание грамматики и любовь к слову, которыми пропитано буквально всё произведение Мюриель Барбери (хотя неизбежные опечатки в тексте ввергали меня порой в полнейшее уныние).
Ну и напоследок несколько цитат:
Очень мне близкое замечание: «Телевидение отвлекает от изнурительной необходимости строить какие-то планы на зыбкой основе нашего ничтожного опыта; оно морочит нас яркими картинками и тем самым позволяет увильнуть от мыслительной работы.»
Спорное, как я считаю, заявление: «Кто ищет вечное, обретает одиночество.»
А этот комментарий привел меня в полный восторг и заставил посмеяться от души: «… у Конституции и Парламента разума не больше, чем у пылесоса.»