ЛТХ M2-F1: Specifications (M2-F1) NASA M2-F1 Lifting Body Diagram
General characteristics
Crew: one Length: 20 ft (6.1 m) Wingspan: 14 ft 2 in (4.32 m) Height: 9 ft 6 in (2.89 m) Wing area: 139 ft² (12.9 m²) Empty weight: 1,000 lb (454 kg) Loaded weight: 1,182 lb (536 kg) Max. takeoff weight: 1,250 lb (567 kg) Powerplant: 1 × Solid fuel rocket, 250 lbf (~1.1 kN)
Performance
Maximum speed: 150 mph (240 km/h) Range: 10 mi (16 km) Wing loading: 9 lb/ft² (44 kg/m²)
ЛТХ M2-F2: Specifications (M2-F2) NASA M2-F2 Lifting body diagram
General characteristics
Crew: one, pilot Length: 22 ft 2 in (6.76 m) Wingspan: 9 ft 8 in (2.94 m) Height: 9 ft 6 in (2.89 m) Wing area: 160 ft² (14.9 m²) Empty weight: 4,620 lb (2,095 kg) Loaded weight: 6,000 lb (2,722 kg) Max. takeoff weight: 7,485 lb (3,395 kg) Powerplant: 1 × Reaction Motors Upgraded XLR-11 four-chamber rocket engine, 8,000 lbf (36 kN)
Performance
Maximum speed: Mach 0.707 (466 mph, 750 km/h) Range: 8.6 nm (10 mi, 16 km) Service ceiling: 45,000 ft (13,700 m) Wing loading: 43.2 lb/ft² (196 kg/m²) Thrust/weight: 1.3
Crew: one, pilot Length: 22 ft 2 in (6.75 m) Wingspan: 9 ft 8 in (2.94 m) Height: 9 ft 6 in (2.89 m) Wing area: 160 ft² (14.9 m²) Empty weight: 5,071 lb (2,300 kg) Loaded weight: 6,000 lb (2,721 kg) Max. takeoff weight: 7,937 lb (3,600 kg) Powerplant: 1 × Reaction Motors XLR-11 four-chamber rocket engine, 8,000 lbf (36 kN)
Performance
Maximum speed: 925 knots (1,065 mph, 1,712 km/h) Range: 39 nm (45 mi, 72 km) Service ceiling: 71,500 ft (21,793 m) Wing loading: 49 lb/ft² (242 kg/m²) Thrust/weight: 1.3
Сравнение модификаций форм фюзеляжа всех 3-х модификаций.
HL-10 - один из пяти летательных аппаратов лётно-исследовательского центра НАСА в Драйдене, авиабаза Эдвардс, штат Калифорния, использовавшийся для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса. Исследования проводились с июля 1966 по ноябрь 1975 года. Аппарат был выполнен по схеме инверсного аэродинамического профиля.
Максимальный взлётный вес - 4540 кг (с 1604 кг топлива)
Силовая установка - 1 четырёхкамерный ракетный двигатель Reaction Motors XLR-11 тягой до 35.7 кН
Максимальная скорость - 1976 км/ч
Дальность полёта - 72 км
Практический потолок - 27524 м
Нагрузка на крыло - 304.7 кг/м²
Коэффициент тяги на единицу веса 1:0.99
Эволюция сверхзвуковых форм фюзеляжа данной концепции бескрылаток:
Вместе.
Итак, как вы могли заметить, все вышепредставленные модели бескрылых (фюзеляжекрылых, несущекорпусных) летательных аппаратов по большей части предназначены для полетов на больших скоростях, со стартом с Б-52 или другого носителя. По приведенной компоновке видно, что у всех моделей принцип управления один - лишь подруливающий, которого недостаточно для полноценного пилотироватия на всех режимах и высотах и скоростях. Скорость сваливания довольно высока и много других проблем при пилотировании данного типа ЛА, но вполне достаточно для целей X-38 клиппера, как показало время.
Все представленные здесь модели проектировались НАСА с замашками на более или менее управляемый околоорбитальный полет. И как показал опыт смогли. Данные ЛА оснащали несколькими жидкостными ракетными двигателями.
Я же со своей стороны предлагаю использовать немного другую компоновку, отталкивающуюся именно от данных форм фюзеляжа, помогающее решить проблему управляемости на различных высотах и использовать её при проектировании сверхзвуковых и околозвуковых летательных аппаратов, как пилотируемых, так и беспилотных. Речь идёт о некоторой более радикальной модификации изменяемой стреловидности, но конкретно для таких малых ЛА, способных изменять свою стреловидность во время полета.
F-111Крылья частично "втягиваются" внутрь при высоких и околозвуковых скоростях, а при взлете и приземлении возвращаются в исходное состояние для более комфортной и управляемой посадки.
На рассмотрение и критику предлагаю два варианта, даже скорее полтора: Всем вам знаком печально известный Су-47 "Беркут" Погосяна, моя любимая модель, слишком опередившая время и страдающая разрушительными дивергенционными нагрузками на больших скоростях. Обратная стреловидность крыла которого дает великолепные взлетно-посадочные и маневровые возможности: ВПП достаточно всего лишь 90 м, сокращает время виража, позволяет совершать динамическое торможение под больших углом атаки на различных скоростях и др.
Привожу для наглядности два вида:
И моё предложение КИОС-фюзеляж (Крыло Изменяемой Обратной Стреловидности) в данном контексте (схема с некоторой ошибкой положения крыльев и носового шарнира):
На схеме использована обратная стреловидность (КОС) в сочетании с КИС (крыло изменяемой стреловидности), рационально используя преимущества и нивилируя недостатки обеих конструкций. Разумеется, можно разработать и такую схему, где используется малая естественная стреловидность, как на бомбордировщиках представленных выше, но выигрыш в эффективности будет ниже. Для такого варианта следует посмотреть на McDonnell Douglas X-36, который как раз удовлетворяет требование БПЛА. Полностью втягивать крыло внутрь представляется пока излишним.
Обязательно следует отметить, что предлагаемая модификация КИОС-фюзеляжа должна использоваться с двигателями УВТ для большей манёвренности и сокращения разбега.
Не следует забывать о недостатках предложенной схемы, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации и проектирования. Один из них это создание гидроусилителя, преодолевающего довольно серьёзное лобовое сопротивление и способный изменять у крыльев\крыла угол по отношению продолной оси фюзеляжа во время полета, сохраняя синхронность и симметрию крыльев, а также значительно бо́льший вес и усложнение конструкции в целом. Невозможность устанавливать наружное подвесное вооружение на крылья (или невозможность их убирать, если оно все таки используется) при котором увеличивается заметность (ЭПР) для РЛС.
Также интересной технической задачей мне представляется временная угловая ассиметрия крыльев, по отношению к той же оси фюзеляжа, при каких либо маневрах и виражах дополнительный плюс (или минус?). Насколько это было бы опасно и эффективно, думаю можно было бы автоматизировать эти функции в штатных режимах. Некоторые наработки уже были.
При данной модификации и компоновочной схеме КИОС-фюзеляж частично или полностью решается фундаментальная проблема дивергенции крыла при использовании обратной стреловидности, простым "архимедовским" методом, снижающим момент. Сокращая лобовое сопротивление уменьшается расход топлива (особенно при полете у земли) и ЭПР (заметность для РЛС).
Мне ничего пока неизвестно о применении такого подхода к решению проблемы, не исключаю возможности, что такую идею "зарезали" именно для Су-47 по ряду других причин. От самой идеи "трансформации крыла" однажды отказались из-за дороговизны и пониженной тяговооруженности, но возможно следует к ней вернуться.
Хотелось бы отметить различия с предложенной выше КИОС-фюзеляж:
Передние крылья (обозначено как "155" на схеме слева) на этих истребителях остаются статичными и не участвуют в изменении геометрии всего самолета.
На КИОС-фюзеляж все четыре крыла сжимаются лишь благодаря одному поршню гидроусилителя (видимо обратный клапан не нужен, поскольку поток воздуха участвует в сжатии крыльев внутрь)
На Northrop "Switchblade" используется два шарнира, два гидроусилителя, две тяги и узел, обеспечивающий синхронность закрытия\открытия.
Крылья утапливаются внутрь фюзеляжа, это пожалуй, наиболее важное отличие, поскольку на скоростях выше 5-10 махов компоновка Northrop "Switchblade" неприменима.
Общая жёсткость конструкции Northrop "Switchblade" ниже (при одинаковых материалах), в сочетании с пунктом 4 на высоких скоростях неизбежны вибрационные нагрузки и, как следствие, низкий экплутационный период.
Из преимуществ Northrop "Switchblade" хотел бы отметить сохранение пространства фюзеляжа, в отличии от компоновки КИОС-фюзеляж. То есть не возникает проблем с размещением основных узлов, топливных баков, систем управления и другого авиационного оборудования и приборов.