Шаропоезд из СССР.

Oct 29, 2015 18:13

Оригинал взят у apotapov777 в Шаропоезд из СССР.


http://legend-bs.ru/images/article/tehnika/sharopoezd/1.jpg
В 1924 году Николай Григорьевич Ярмольчук (монтер Курской жд. дороги) (1898 - 1979) додумался до того, что можно заменить дисковые колеса шарами и запустить их по желобу вместо рельсов. Такой шар сам по себе − и жесткая ось колесной пары, и коническая поверхность качения во всех направлениях. Значит, и скорость у нового вида транспорта может быть огромной - насколько позволит мощность двигателя. Плюс эффект гироскопа, поезд трудно будет опрокинуть.
Ярмольчук придумал двухколесные вагоны. Каждое колесо его поезда представляло собой большой шар высотой с человеческий рост. Боковушки шаров срезаны, здесь проходят оси и установлены электродвигатели. Два таких шара, «обутые» в резину, закреплены в голове и хвосте цилиндрического вагона. Они располагаются внутри вагона, и лишь нижняя часть выступает наружу через прорези в днище. Вместо рельсов - бетонный полукруглый лоток, поднятый в некоторых местах на опорах над землей, а в других - огороженный заборами. Шаропоезд, имевший обтекаемую форму и похожий на гигантскую змею, должен был развивать скорость более 300 километров в час.
В 1929 году Николай Григорьевич построил крошечную модель шаропоезда. Её действие произвело неизгладимое впечатление на начальство. Было организовано специальное КБ для создания поездов такого типа. В марте 1931 года заместитель председателя Совета народных комиссаров и Совета труда и обороны СССР В.В. Куйбышев ознакомился с работами бюро и опытными моделями. После чего в апреле того же года коллегия Наркомата путей сообщения приняла решение изготовить первый экспериментальный шаровагон и построить шародром для него около подмосковной станции Северянин. На работы выделялся миллион рублей.


http://legend-bs.ru/images/article/tehnika/sharopoezd/2.jpg
В апреле 1932 года был изготовлен шаровагон в одну пятую натуральной величины, а через полгода - уже целый поезд из пяти таких вагонов. Передний вагон получил красивый аэродинамичный обтекатель, сделавший низко сидящий над лотковой трассой поезд похожим на блестящую сине-красную змею. При испытаниях у станции Северянин шаропоезд несся по шародрому - деревянному электрифицированному лотковому пути - со скоростью до 70 километров в час. Хотя это была только модель, в ней могли помещаться и пассажиры - по два в каждом вагоне, правда, только… в лежачем положении, расположившись на клеенчатых подушках. Корреспондент журнала «Знание − сила» Д. Липовецкий, совершивший поездку в шаропоезде, так описывал свои ощущения: «Мягко и чуть заметно покачиваясь, без грохота и обычного в поездах железного перестука колес шаропоезд глотал пространство. На поворотах он самопроизвольно наклонялся, сохраняя равновесие. Одетые в резину шары бесшумно вертелись, унося вперед металлическую змею с огромной скоростью».


http://legend-bs.ru/images/article/tehnika/sharopoezd/3.png
Рассмотрев результаты испытаний, экспертный совет во главе с академиком С.А. Чаплыгиным дал весьма положительное заключение. 13 августа 1933 года Совет народных комиссаров своим постановлением обязал Комиссариат путей сообщения приступить к строительству в кратчайший срок опытно-эксплуатационной шаролотковой дороги «средних габаритов», с поездами уменьшенных размеров, с шарокатками диаметром два метра и скоростью движения 180 километров в час на трассе Москва − Ногинск. Однако стройка не началась. Причины - в стране элементарно не хватало резины даже для грузовиков. Далее - сложность очистки бетонного желоба в зимний период, дороговизна строительства самого желоба, сложность стрелок...
Источник - http://legend-bs.ru/13-tekhnika/269-sharopoezd-operedivshij-vremya

СССР, транспорт, новации

Previous post Next post
Up