АТБ Маркет

Oct 09, 2014 11:11

В Европе дискаунтеры (Lidl, Aldi) продолжают свое наступление на рынок продуктовой розницы. Маленькие площади, узкий ассортимент, низкие цены. Аналогичным образом очень бурно рос в последние годы АТБ Маркет в Украине, который в общем-то просто скопировал формат у указанных выше сетей. Модель роста была достаточно простой. Высокая выручка с м2, операционная маржа 3-4%, очень быстрая оборачиваемость товаров (за счет высоких продаж с метра и низкого ассортимента), значительные отсрочки от поставщиков (при этом безукоризненная платежная дисциплина) => значительный отрицательный фин цикл (около 40-45 дней) => открывая новый магазин, за счет отрицательного фин цикла тут же появляются дополнительные свободные средства для опять же открытия новых магазинов (по принципу пирамиды). Немаловажный фактор - крайне низкая кредитная нагрузка, этим сеть отличается от большинства конкурентов по продуктовой рознице.
Модель прекрасна в своей простоте. Она позволила АТБ увеличивать свою сеть на 20% (ежегодно) в течении последних лет. Но есть и риск - зависимость от отсрочек поставщиков. Грубо говоря, товаров в наличии у компании хватит только на то, чтобы закрыть процентов 35-40% задолженности поставщикам. Остальная часть средств поставщиков фактически «зарыта» в недвижимости. Таким образом, как только в силу тех или иных причин поставщики начинают сокращать отсрочки, сеть может очень быстро стать неплатежеспособной.
Почему это важно сейчас? Сеть АТБ была достаточно широко представлена на Донбассе. Как текущая ситуация повлияла на ее операционную деятельность - пока вопрос. В принципе, определенный запас прочности должен быть, важно также иметь свободные кредитные лимиты (даже если ты ими не пользуешься, для подстраховки на случай проблем с ликвидностью), а также в случае малейших проблем быстро и прозрачно договариваться с поставщиками. Будем посмотреть.

Основные данные по сети:
Количество магазинов на конец годаNumber of stores31.12.201031.12.201131.12.201231.12.201330.09.2014439530686829890Чистый доход за годUAH, bln20112012201315.121.228.1Количество закрытых магазинов на территории подконтрольной террористами - 156, т.е. около 17-18% от общего числа. Сама компания недавно оценила свои убытки в 1 миллиард грн…

экономика Украины, retail

Previous post
Up