Читая разные
рассказы путешествующих френдов и
френдофрендов о посещениях африканских "деревень для туристов" и деревень настоящих, вспоминаю наше с Олей, да и своё в прежние времена, общение с местными в разных своих походах и путешествиях. И в очередной раз понимаю, что для нас всё же важно, и часто получается, пусть ненадолго, но хоть в какой-то степени попадать, так сказать, внутрь какой-то реальной повседневной жизни этих самых местных (конечно, так, чтобы их при этом не перегрузить).
Вот, например, Мустафа и его семейство. Мы с Олей познакомились с ним в первом своём турецком походе, когда вышли к его кошу у входа в каньон "77 бродов". С утра нашу палатку окружили милые ягнята, которые пытались грызть оттяжки и вообще вели себя как типичные непослушные маленькие дети. Пришёл пастух; мы ему, показывая на ягнят: "Кючюк - гюзель" ("Маленький - красивый"), он смеётся: "Кючюк - шайтан, шайтан!" ("Маленький..." Ну вы, в общем, поняли :)). Позвал нас в кош. Там так и продолжили общаться с помощью пары десятков турецких слов, которые успели выучить перед походом и на ходу, плюс разговорника и жестов. Пили чай с лепёшками, сыром и ещё чем-то вкусным у железной печки в "комнате" из клеёнки и брезента на деревянном каркасе, в которую время от времени заходили ягнята и не могли понять, почему двуногие их выгоняют. Потом с трудом отбрыкивались от подарка: Оля попыталась с помощью опять-таки немногих слов и жестов, сказать, что турецкие женские шаровары очень красивые, у нас когда-то была похожая мода, но сейчас такого не увидишь; Фатьме, жена Мустафы, полезла куда-то в запасы и с милейшей улыбкой пыталась подарить Оле новые шаровары :). В общем, "хорошо сидели" с милыми людьми.
А через год, идя по тем же местам, спускаемся от развалин древней крепости, которая стоит прямо над летовкой,
ко входу в каньон, и встречаем другого пастуха. Начинаем ему объяснять при помощи всё тех же немногих турецких слов, что год назад мы здесь уже были, и тогда здесь был Мустафа. А он показывает куда-то за спину: "Так вон он идёт". И мы действительно видим "нашего" Мустафу. Он заулыбался, Оля на радостях побежала так, что упала на камнях и ушиблась, и мы на день задержались возле коша. И нас опять туда затащили :). А у Мустафы
и Фатьме
кошка принесла котят. И были посиделки у всё той же печки в коше с разговорами, в которых смешиваются слова, жесты и рисунки, с ползающими котятами, бегающими вокруг ягнятами и т.д. И понимание того, что если нас туда опять занесёт, нас узнают и мы опять будем сидеть у той самой печки, для меня как-то важно...
Или вот из давнего. 2000 год. После Telecom Asia 2000 в Гонконге и визита в головную контору "Хуавэй" в Шэньчжэне прилетаем с делегацией нашего украинского Госкомсвязи в Пекин. Поселились, чиновники легли спать в своих гостиничных номерах, а мы с одним молодым коллегой пошли прогуляться. И вот после пустой ночной площади Тяньаньмэнь заходим мы перекусить в какое-то местное кафе, работающее допоздна. Время к закрытию, и за большой стол садится поужинать семья, которая этим кафе владеет и работает в нём. Слово за слово, разговорились (у молодых китайцев оказался какой-то не самый страшный английский), они говорят "А поехали с нами на дискотеку? Мы туда часто развлекаться ездим". Не могу сказать, чтобы я даже в молодости был любителем дискотек, но посмотреть, как развлекается китайская молодёжь после трудового дня, - это ведь интересно. Приехали в какой-то новый район Пекина; там большой клуб, на балкончике танцуют какие-то опытные "заводилы", вокруг разные молодые китайцы танцуют, пьют, что-то обсуждают (вот бы ещё язык знать...), "наши" китайцы из кафе нам рассказывают, что за музыка, что за народ вокруг... Вроде ничего особенного, а вот запомнилось не меньше, чем поездка на Великую китайскую стену на следующий день :). "Просто жизнь"... Наверное, интерес к этой "просто жизни" в разных местах не пропадает у меня даже на фоне потери любви к жизни вообще, хоть это выглядит и довольно странно.