Кельнский собор

Dec 06, 2015 17:59

О Кельнском соборе стоит написать отдельно. Грандиозное сооружение, заложенное как место поклонения саркофагу трех волхвов или трех царей, пришедших поклониться младенцу Иисусу. Остатки волхвов были в 12 веке привезен из Милана - доля архиепископа Кельнского как союзника Фридриха Барбароссы в добыче. К реликвии, естественно, началось большое паломничество и вскоре старый собор стал тесен. В 13 веке начинают строить новый собор, за два века он был возведен наполовину - и остался стоять в таком виде до середины 19 века. Половина действовала, остальное - стояло полузавершенным.

И только в 19 веке католический собор объявляется протестантом Фридрихом Вильгельмом IV символом объединенной Германии и достраивается. Почему именно он стал таким символом - мне непонятно и гид объяснить не могла. Зато она рассказала, что уже в 20 веке символизм собора был подтвержден - отдельным приказом Гитлера, касавшимся только Кельнского собора как символа Германии, были демонтированы все витражи собора, чтобы сохранить их при бомбежках. В результате мы сейчас можем любоваться подлинными витражами 13-15 веков. Сам собор тоже устоял. Пишут, что его сохраняли как ориентир для авиации. Может, это и правда, а может просто не бомбили прицельно. В собор попало 40 бомб, но в целом собор устоял. Он был без витражей и взрывная волна уходила в окна. Но многие части пострадали, после войны было восстановление, затянувшееся на много лет и продолжающееся поныне.




Собор поднимается на полтораста с лишним метров является третьей по высоте церковью в мире. Таков его вид от вокзала. расположенного рядом с собором. Кстати, вокзал прямо в историческом центре, рядом с главным собором тоже не характерен для старых городов. А в Кельне он построен именно как проявление символического значения собора: Фридрихом Вильгельмом IV полагал. что каждый приезжающий в Кельн немец должен зайти поклониться в собор. И потому вокзал построили рядом. И сохранили его местоположение поныне, хотя периодически возникают идеи по переносу.

Фундамент собора уходит вглубь на 17 метров. Все сложено из легкого песчанника и туфа. Но когда восстанавливали после войны, то решили использовать базальт. Он - прочнее, но тяжелее. И под фрагментами, построенными из базальта.старый фундамент оседает. Кроме того, базальт не впитывает влагу, и потому она стекает по нему и размывает фундамент. В общем, двоешники строили, а не инженеры - а теперь мучаются и не знают что делать.

Входим в собор. Мужчина в красном одеянии наблюдает за порядком.


Полностью была построена дальняя часть собора, хоры. А ближняя ко входу была доведена до уровня арок, и на этом уровне перекрыта кровлей. Но стены и арки с витражами были уже тогда. По южной стене витражи сохранились со средневековья, а по северной - сделаны в процессе достройки в 19 веке. И потому техника витражей совершенно разная: старые витражи сделаны из стекла, которое сразу изготовлено цветным, а в новых стекло окрашивается позднее. Но все витражи прекрасны.

Поклонение волхвов.


А это история. Большие фигуры Папы римского и Императора и маленькая фигурка архиепископа. А вокруг - гербы, доказывающие что архиепископа было много поколений благородных предков.


Верхние цветные розетки.


А здесь тоже рыцари и гербы. Это все жертвователи, на чьи средства делались витражи.




Евангельские сюжеты. Это витраж серверной стороны и 19 века. И можно оценить разницу.


Роскошный алтарь одной из церквей, перенесенный в собор. Сама церковь была разрушена во время завоевания Наполеоном - французы уменьшали чрезмерное количество церквей города.




А это - современный витраж на месте разрушенного в войну. поставлен несколько лет назад. Геометрические квадраты мозаики вместо картин выглядят непривычно, зато цветные лучи от них создают замечательную атмосферу в самом соборе. по поводу витража было специальное решение церковного совета - является ли он уместным. Решению предшествовал конкурс, но все альтернативы были отвергнуты именно потому, что предлагалось довольно темные варианты. А этот вариант был предложен вместе моделированием света. И совет решил, что собор всегда шел в ногу со временем, указав прецеденты, и потому сейчас нет причин для отказа.


Статуя Девы Марии в богатых одеждах с благодарностями за совершенные чудеса.




А это - фрагмент явно современной работы, но я уже забыл историю.


На полу собора - мозаики, посвященные архиепископам и показывающие историю собора. Мозаики сделаны при достройке, в 19 веке. Это - епископ, построивший крепостную стену вокруг города.


А это - одна из реликвий собора, дубовый крест 10 века архиепископа Геро, посланником императора Оттона I в Византии и сделанный им по образцам византийских крестов.


Статуя одного из архиепископов, умершего в 13 веке и канонизированного в 17 - тогда его остатки были перенесены в реликварий, а в мпамять о нем устанвлена эта барочная статуя.


Захоронение архиепископа Филиппа, при котором Кельн был окружен городской стеной -что и символизирует саркофаг.




Еще один старый алтарь в дальнем конце собора, окруженный фресками.


Мозаика - архиепископ с планом собора, заложивший его.


Еще витражи и распятие на их фоне.




Наконец мы дошли до саркофага трех волхвов. Три гроба, покрытые золотом, украшенные скульптурами, драгоценными камнями и античными геммами.






Еще один алтарь поклонения волхвов, представленных средневековыми государями со свитой рыцарей.


Миланская мадонна. По легенде, чудодейственный оригинал был привезен из Милана вместе с остатками волхвов, но в 13 веке сгорел при пожаре, и была создана новая статуя, которая дошла до нас с того времени, украшенная коронами в 19 веке.


Ангелы над аркой.


Витражная звезда.


Саркофаг графа Готфрида Арнсбергского, середина 14 века. Он завещал все свои леса и земли кельнскому архиепископству, за исключением одного поместья, завещанного городу Арнсбергу с условием ежегодно отмечать его кончину. И по сей день, уже пять с половиной веков, делегация города ежегодно возлагает венок к могиле графа. А сам саркофаг покрыт решеткой для защиты от родственников графа, недовольных его завещанием и покушавшихся на могилу.




И еще один роскошный резной алтарь.






Общий взгляд на хоры. наиболее старую часть собора, от среднего поперечного прохода. По центру алтарь, а саркофаг волхвов - за ним в глубине.


А это - святой Христофор. Обычно его фигура стоит у входа во всех католических церквях или, во всяком случае. во всех, являвшихся местом паломничества. потому что он покровительствует путникам. А здесь он стоит в середине собора. потому что долгих четыре века вход был через боковой придел, а половина собора была закрыта на достройку.


Статуи, снятые с собора на реставрацию.


Евангельские сюжеты на витражах.




Епископ с посохом.


Выходим. Статуи над входом в собор.


Собор прекрасен не только изнутри, но и на высоте. Для посетителей открыта одна из башен собора, которая позволяет взглянуть на Кельн с высоты - если вы решитесь преодолеть 750 ступенек. Мы - решились. Вход на лестницу идет через подвал. через специально прорубленную арку в основании. Это - новый вход для туристов.раньше на лестницу попадали изнутри собора. Впрочем, фоток у меня нет. А есть винтовая лесенка, по которой поднимаешься. Впрочем. она достаточно широка, чтобы те кто спускается и поднимается могли разойтись.


Дальше узкий переход в середину башни.


Здесь висят колокола, в том числе самый большой весом около 24 тонн.










На последнем снимке, да и на предыдущих, видны современные средства для звона в колокола. А мы идем дальше, по узкой лестнице на следующий ярус.


А потом - через современную железную лестницы, ведущую к люку на еще один ярус.




Поднимаясь, смотрим через проемы.






Еще одна узкая лестница.


Сложные механизмы за стеклом.


Ажурные конструкции башни поднимаются в небо.


Галерея вокруг башни позволяет взглянуть на город. Вид на Рейн и прилегающие кварталы. Домики с высоты кажутся игрушечными.






Мост и поезда по нему тоже как на детской железной дороге.






Вид вверх на башню.


А это - вид на кварталы старого города.


Видны маленькие островки старой застройкии церквей среди более современных домов, построенных на месте разрушенного после войны. Вдали - телебашня и небоскреб. А в треугольном конгломерате домиков, видных справа внизу, расположена небольшой, дешевый и очень приятный отель Central am Dom, в которой мы жили.




Детали украшений






Вниз ведет узкая лестница, на ней уже не разойтись - поэтому для подъема и была сделана железная конструкция с люком в полу.


Над выходом с лестницы сидит гном и что-то мастерит. Кельнские гномы в свое время выполняли за жителей всю работу, а сами жители только радовались. Но однажды любопытная женщина решила их подловить, устроила ловушку, и числе прочего намазала лестницу маслом. Гномы убегая упали, обиделись и ушли. С тех пор жителям приходится работать самим.


А это - взгляд на рождественский базар у подножия собора сверху.


На этом я завершаю пост о Кельнском соборе. Следующий. завершающий пост поездки будет про сам Кельн. Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.

Германия, путешествия

Previous post Next post
Up