Агра

Jan 13, 2015 12:07

Агру мы смотрели всего один день: Тадж-Махал и Красный форт. В обоих местах я был и в первую поездку, но они того, чтобы еще раз полюбоваться на замечательные произведения искусства. Хотя, конечно, Тадж-Махал, который построен за громадные деньги всего лишь как гробница для любимой жены, помимо восхищения искусством вызывает большие размышления об устройстве мира, позволяющего столь непроизводительно тратить средства. Хотя - если правитель может построить себе дворец или целый город, то почему он не может построить такое надгробие. В обоих случаях оправданием деяния является лишь его желание, а никакая не целесообразность. Могут указать на пост-эффект дворца или города, в котором потомки тоже смогут жить и пользоваться. Но у Тадж-Махала тоже есть пост-эффект: потомки - любуются, и в громадных количествах. Как их сравнишь?

Но фотка будет не из Тадж-Махала, а из Красного форта, где в колоннах сохранились мозаики, сделанные из полудрагоценных камней - несмотря на многолетнее использование форта для армии при англичанах и позднее. Потому что выковырять камни из мрамора можно было только раскрошив сам камень, лишив его ценности. И вот такое качество, проверенное веками - заслуживает восхищения. Кстати, сейчас аналогичные изделия - делают. Правда, есть ли у них вековая стойкость, пока неизвестно.




Итак, по порядку. Мы приехали в Агру вечером. Отель - хороший. Статуя Ганеша в холле. Ганеш, вообще. любимый бог в Индии, потому что он отвечает за удачу. А удача может очень многое.


Ужин в ресторане, вкусно. Красивый десерт, Banana Split в местном исполнении, называется по-другому. Правда, лично индийское мороженное не очень нравится - но это потому, что я люблю советское, которое и сейчас осталось в некоторых российских сортах, не подверженных тлетворному влиянию запада, принесшего свои вкусы и снабдившего мороженное неким привкусом, при этом бессовестно брендируя мороженное с новым вкусом под старые сорта. Кстати, как не странно, у Баскин Робинс этого привкуса нет. Так вот, индийское мороженное имеет вкус, отличающийся и от того и от другого. Для меня - вкусно, но "ах" - нет.


Утро. Едем в Тадж-Махал. Выходим из автобуса у павильона, где продают билеты. Оттуда до входа довольно далеко, но машины с туристами не пускают, ходят электромобили. Внешний двор сложен из красного песчанника и не очень впечатляет.








Внутренние ворота сделаны в комбинированном стиле, красное с белым.




Ворота оформлены мозаиками из полудрагоценных камней.


Внутри оформление аналогично.


Выходим - и видим вдали, в дымке Тадж-Махал. Как я уже писал, Тадж-Махал - это гробница, воздвигнутая безутешным императором Шах-Джаханом над могилой любимой жены. Которая умерла родами 14-го ребенка в 38 лет, при том что вышла замуж в 19 - оцените эти цифры. При этом умерла она не в Агре, Шах-Джахан пошел в военный поход и она следовала за ним. Зачем он ее взял при таких сроках беременности, реально непонятно. И, возможно, это способствовало смерти.

И Шах-Джахан решил воздвигнуть надгробие, равных которому не было. Был конкурс архитекторов и из того, что они предложили, сделали композитный проект. Строительство велось 20 лет. Мрамор доставляли издалека 1000 слонов, полудрагоценные и драгоценные камни - со всего мира. Сооружение обошлось в 30 млн. рупий, а 15 рупий тогда соответствовали 10 граммам золота - итого 20 тонн, нехилый золотой запас современного государства. А в пересчете на современные деньги имеем 80 млрд. долларов.






Вокруг - парк.


А это - стена, как она выглядит изнутри, и ворота..




Когда идешь и смотришь на Тадж-Махал, кажется, что он сам к тебе приближается. На полпути водная дорожка расширяется, к ней примыкают еще водоемы.




По парку гуляют птицы, на деревьях поют попугаи.




Вблизи он уже не столь белоснежный и монолитный, видны отдельные блоки мрамора. Стоит на платформе, высота которой - два человеческих роста.


По сторонам два павильона, это - мечеть, а с другой стороны, симметрично - гостиница для паломников.


Поднимаемся ко входу. Резьба, инкрустация по мрамору.






Каждый цветок составлен из множества каменных пластин.


Но самая прекрасная резьба - внутри. Но фотографировать - нельзя, и царят темные сумерки. Только фонарики местных гидов, которые за чаевые подсвечивают наиболее красивые места. Выходим и обходим вокруг. С другой стороны - река.




И симметричный павильон - гостиница.


вблизи видно, сколь он громаден.


Взгляд на аллею, по которой пришли.


Идем посмотреть боковой павильон подробнее. По стене ходят обезьянки.








Тадж-Махал с этого ракурса.


Павильон построен из красного песчанника, с резьбой и инкрустацией белым мрамором.




Ажурные купола.




Впечатляющая анфилада арок


Взгляд на реку.


Снова на другую сторону, к мечети.




Возвращаемся сбоку, через парк - хотим попасть в музей, но неудачно - в нем отключилось электричество и потому посетителей не пускали. Зато увидели бурундуков.










Выходим, снова садимся в электромобиль. Рядом кто-то живет в палатках.


Пока едем к автостоянке, видим самые разные экипажи с животными, им здесь ездить разрешено.
















Теперь - Красный форт. Построен тоже императором Шах-Джаханом, вместе с фортами в Дели и Лахоре. Но в Агре Красный форт - самый большой и богатый. Форт долго принадлежал армии, и сейчас она занимает 3/4 территории, и только четверть доступна туристам.




Внутренний уровень земли - выше внешнего, от ворот идет подъем.


а это - большая ванная для купания, или мини-бассейн. Внутри идут ступеньки.


Замечательная тонкая резьба по песчаннику прекрасно сохранилась, невзирая на пол тысячелетия со времени постройки.




Чистый песчанник перемежается сводами с мраморными украшениями и элементами.




Балкон поддерживают резные консоли.


Высокие своды королевской спальни. За стенами - проход, по которому девушки с колокольчиками проходили, когда надо было разбудить императора. Будить непосредственно - никто не смел.




Это - проход внутри.


Идем дальше. Великолепные консоли поддерживают балки. Резьба и резные потолки с мрамором.








Но песчанник тут не столь качественный, как в Фатехпур Сикри: есть блоки, в которых камень отслаивается.


Резная чаша фонтана.


Идем в следующий двор.


После постройки Тадж-Махала Шах-Джахан проводил там много времени. А потом начал планировать возведение собственной гробницы, столь же роскошной, но из черного мрамора. Тут у его сына терпение кончилось, потому что экономика государства и так была сильно подорвана. И он объявил отца повредившимся в уме, сверг с престола и заточил в этих покоях. Из беседки тот мог смотреть на Тадж-Махал.


Взгляд из окна на реку и укрепления форта.


Здесь можно видеть, что форт сложен из кирпича и лишь облицован песчанником.


Большой навес, под которым собирались советники.


Проход во внутренние покои. Окно - наклонное, и через установленные зеркала можно было видеть, кто именно идет - и принять меры.


Покои любимой дочери.


На этот двор выходили покои императорских наложниц. Несмотря на столь нежную любовь к жене и большое горе, наложниц было множество. В них попадали многие красивые девушки, в том числе и против их воли.




И здесь же - подземелье, в которое попадали провинившиеся наложницы.




Бассейн.


Большой зал. Рельефный потолок со множеством граней.






Тончайшие мраморные панно, через которые просвечивает солнца - и получается рисунок.


Еще вид на укрепления. Дворец окружает несколько стен. На внешней - была стража. Между ней и следующей стеной была вода и жили крокодилы. А в следующем промежутке, где сейчас растет дерево - тигры.


Парадные покои. Отделаны мозаикой, но внутрь не пускают.


Чаша фонтана в них.


А это - как раз колонны, украшенные полудрагоценными камнями. Посмотреть можно близко. Самые дорогие камни вставлены в сердцевины цветов.










И тут же, рядом - бурундуки и птицы на лужайке.




Выходим. Арки внешней приемной.


Гробница одного из английских генералов.


Еще одни богатые покои с инкрустацией колонн и богатой резьбой.






Мраморная резьюа на сводах.






Еще взгляд со стены на покои и реку. Где-то там должен быть Тадж-Махал, но он не виден в дымке.








Большой постамент из цельного камня украшен резьбой. Для императора во время церемоний?




Забавная лестница с половинками ступеней.


Выходим во внешний двор.




проходим мимо надгробия генерала и идем к воротам.






Ворота форта снаружи и стены форта.








Памятник индусскому то ли разбойнику, то ли мятежнику древних времен. В свое время император заманил его в ловушку, пообещав прощение, но вероломно убил примерно на этом месте. Недавно эту историю вспомнили и поставили памятник.




Нас ждет поздний обед, а потом - магазин мраморных изделий. Бригада мастеров работает по старой технологии, вручную делая каменные мозаики. Кусочки для инкрустации есть совсем маленьких размеров, и чтобы обтачить их на шлифовальном круге, мастер помещает их под ноготь. углубления для пластин в мраморной поверхности тоже выскабливаются вручную. Чтобы нанести рисунок, пластины окрашивают хной. Главный секрет - клей, на котором держится инкрустация. Говорят, он передается в семьях мастеров и состав известен только главному мастеру.




Собранные, но еще не приклеенные мозаики. Есть цветочки, которые включают до 70 отдельных кусочков. И мастер подгоняет куски камня вручную, чтобы не было зазоров.


А здесь - готовая работа. Роскошные мраморные вазы на инкрустированных столах. Увы, все недешево. Цена зависит не столько от размера, сколько от сложности работы, количества элементов.






Ну и напоследок - уличный лоток с фруктами красивого голубого цвета.


На этом рассказ про Агру - закончен. Надеюсь, было интересно. Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.

Индия, путешествия

Previous post Next post
Up