Оригинал взят у
maksina в
КурбеЖан Дезире Гюстав Курбе (10. 06. 1819 - 31.12.1877) - французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист., один их из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи, ключевая фигура французского реализма.
Он считал, что сочинять стихи бесчестно, и яростно спорил с Шарлем Бодлером: изъясняться иначе, чем все прочие люди, значит, корчить из себя аристократа.Он твердил, что писать надо только современность, писать просто и внятно, и названия его картин обескураживающе демонстративны: "Веяльщицы", "Дробильщики камня", "Уснувшая прядильщица".Он был убеждён: "Я преодолел традицию, как хороший пловец переплывает реку: академики в ней тонут".
Он вообще не отличался застенчивостью, тот самый Гюстав Курбе, наследник земледельца, дерзкий самоучка, явившийся в Париж, которому только через полвека предстояло сделаться обителью независимых художников, тогда столица Франции была цитаделью академического искусства. Курбе не стал её штурмовать. Он не замечал крепостных стен, самодовольных башен, глубоких рвов, заполненных клеветой, он работал.
Но его подметили. Его не разрешено было не отметить.
Этот мужчина переходит все вероятные границы, обрушиваясь в "Похоронах в Орнане" на устои семьи, религии, общества. Он швыряет картину вам в лик человеческий, да так, что нельзя уклониться. Подумайте только двадцать метров плотно записанного полотна, пятьдесят пьяных рож, гигантизм безобразия!
Они не были красивы, и я не мог произвести их красивыми, пожал плечами художник.
Курбе не художник, а чистильщик сапог, припечатал мастера модный критик. Социалист!
Не только социалист, но и демократ и республиканец, сторонник каждый революции, то есть искренний дружбан подлинной правды, с издевательским смирением ответил Курбе.
Он сказал это не ко времени: Вторая республика пала, возникла Вторая империя. Новый император, назвавший себя Наполеоном III, ударил хлыстом "Купальщиц" Курбе, выставленных в Салоне, а романтик Проспер Мериме, бедняга, оторопело заявил, что облик до того вульгарной плоти целиком отвращает его от любви.
Именно эта картина подарила художнику друга: меценат из Монпелье Альфред Брюйа не только купил "Купальщиц" он почувствовал в Курбе человека, близкого ему по духу.
Впоследствии он напишет:
"Люди, умеющие чувствовать и иметь слабость в этом мире, так одиноки, что мы не могли разминуться".
Они не разминулись. В 1854-м Гюстав Курбе закончил картину "Встреча" по дороге в Сет близ Монпелье художник встречает Альфреда Брюйа и его слугу. Полотно позже назвали "Bonjour, monsieur Courbet", а поэт-современник написал стихи:
Идёт Курбе. Прохожий, обернись!
Курбе... большой лоб... венец незримый.
Не сетуй, что преподаватель смотрит мимо,
Он смотрит вдаль, Он смотрит ввысь.
В картине есть одна странность, и, если она ускользнула от вас при репродуцировании, сканировании, изготовлении тиража, я скажу вам о ней, но позже.
В окружении императора нашлись люди, оценившие мощь художника и его авторитет в обществе. Таких людей политическая элита всю дорогу желает прибрать к рукам, а если не выйдет, растоптать, более того из памяти вытравить. С Курбе пробовали и то, и это бесполезно. Его не взять. Угроз он не боится. Забвение его не страшит. С ним ученики.
Заповеди мастера просты и категоричны:
Не делай то, что делаю я.
Не делай то, что делают другие.
Если сделаешь то, что некогда делал Рафаэль, тебя ждёт ничто самоубийство.
Делай то, что видишь, что чувствуешь, что захочешь.
Источник Лично у меня картины Курбе вызывают сильный резонанс с произведениями моего любимого писателя Эмиля Золя.
Курбе умел писать прекрасные натюрморты, хотя использовал их в основном в качестве строительного элемента для своих больших полотен. Впрочем, в жизни художника были два периода, когда он писал и самостоятельные натюрморты. В 1862-1863 годах он создал целую серию картин, включающую в себя, в частности, "Натюрморт с яблоками и гранатами" и "Натюрморт с цветами". В этих натюрмортах отчетливо прослеживается влияние голландской живописи XVII века. Позже, во время тюремного заключения, Курбе, за неимением человеческой натуры, писал вазы с фруктами, которые ему приносили сестры. На этих натюрмортах в качестве места создания вызывающе указана тюрьма.
Курбе родился в зажиточной крестьянской семье в маленьком французском городке Орнане близ границы со Швейцарией.
В 1837 г. по настоянию отца, мечтавшего, чтобы сын стал юристом, Гюстав перебрался в соседний городок Безансон, поступил в Коллеж-Рояль (Collège Royal) и одновременно стал посещать занятия в Колледже изобразительного искусства (Сollege of fine arts). Однако юношу не устраивала карьера провинциального адвоката и однажды он сказал отцу, что хочет стать художником. Отец заявил, что поддержит его во всем и, в случае необходимости, даже готов продать землю и виноградники.
В 1839 г. Гюстав Курбе переезжает в Париж. Он регулярно посещает Лувр, изучая и копируя работы старых мастеров.
В 1844 г., после нескольких неудачных попыток, его картина «Автопортрет с черной собакой» (Self Portrait with a Black Dog), созданная в 1842 г., была принята в экспозицию Салона, ежегодной выставки Академии изящных Искусств (Académie des Beaux-Arts.). Несмотря на то,что в дальнейшем жюри Салона трижды отклоняло работы художника , мотивируя отказ нетрадиционностью стиля и слишком вольным выбором сюжетов, он и не думал прислушиваться к подобным рекомендациям.
В 1846-1847 г.г. Гюстав Курбе совершил несколько поездок в Нидерланды и Бельгию, благодаря которым пришел к твердому убеждению, что живописец должен изображать реальную окружающую жизнь так, как это делали Франс Халс, Рембрандт и другие старые мастера голландской школы.
К 1848 г. мнение Гюстава Курбе нашло поддержку у многих нео-романтиков и реалистов, а также видного французского искусствоведа Шампфлери (Jules François Felix Fleury-Husson).
В 1849 г. полотно «Послеобеденный отдых в Орнане» (After Dinner at Ornans), выставленное в Салоне, было награждено золотой медалью и куплено государством. Необходимо отметить, что по существовавшему положению (отмененному в 1857 г.) золотая медаль давала право на участие в Салоне без предварительного одобрения жюри.
В период 1850-1852 г.г. в Салоне выставлялись картины «Дробильщики камня» (The Stone Breakers), «Крестьяне из Флаже возвращаятся с ярмарки» (The Peasants of Flagey Returning from the Fairand), «Похороны в Орнане» (A Burial at Ornans), «Деревенские барышни» (The Young Ladies of the Village), причем реакция критики на «Похороны в Орнане» и «Деревенские барышни» оказалась крайне негативной.
В 1855 г. для экспозиции на Всемирной выставке Гюстав Курбе представил четырнадцать картин, однако несколько из них были отклонены из-за недостатка места. Возмущенный художник построил рядом с официальным выставочным павильоном временное сооружение, назвав его «Павильоном реализма» и разместив там сорок своих работ. На Салон 1857 г. живописец представил шесть картин, в том числе и скандальную «Лето» (Young Ladies on the Banks of the Seine), на которой изображены две проститутки, отдыхающие под деревом на берегу реки. Впоследствии, Курбе написал целую серию эротических произведений: «Купальщицы» (Вathers, 1858), «Женщина в белых чулках» (Woman with White Stockings, 1861), «Спящая обнажённая» (Nude Reclining Woman, 1865), «Спящие» (The Sleepers, 1866), «Женщина с попугаем» (Woman with a Parrot, 1866) и, наконец, самую скандальную «Происхождение мира» (The origin of the world), впервые выставленную публично лишь в 1988 г.
К 1870 г., Гюстав Курбе считался одним из ведущих художников Франции.
В апреле 1870 г. он создает «Федерацию художников " (Fédération des artistes), декларирующую свободу и неподцензурность искусства, членами которой становятся художники Оноре Домье, Камиль Коро, Эдуард Мане, скульптор Жюль Далу.
В том же году, Наполеон III награждает Гюстава Курбе орденом Почетного легиона, однако живописец в знак протеста против политики властей отказывается от награды.В 1871 г. Курбе с воодушевлением встречает установление Парижской Коммуны и занимает пост хранителя всех художественных музеев Парижа и, тем самым, спасает их от разграбления. Тем не менее, после падения Комунны суд Версальского военного трибунала посчитал его ответственным за снос Вандомской колонны и приговорил к шестимесячному тюремному заключению и крупному денежному штрафу.
В 1873 г. состоялось новое судебное заседание, постановившее, что Гюстав Курбе должен полностью оплатить затраты на восстановление Вандомской колонны.
Чтобы избежать банкротства художник был вынужден эмигрировать в Швейцарию.
Жан Дезире Гюстав Курбе умер 31 декабря 1877 г.
О художнике и созданных в разные годе автопортретах очень хорошо написано
тут.
Подлинный шедевр должен поддаваться повторению,чтобы художник мог удостовериться, что он не игрушка собственных нервов или случая.
Гюстав Курбе