Оригинал взят у
maksina в
И принцип, и эффект, или совесть физики двадцатого века Анекдот. Гейзенберг представил Паули свою новую теорию. В качестве ответа он получил письмо, в котором был нарисован квадрат с пометкой «Я могу рисовать как Тициан.» Внизу мелким почерком было приписано: «Не хватает только деталей.»
25 апреля 1900 года родился Вольфганг Паули, нобелевский лауреат 1945 года.
Принцип Паули известен любому физику. А вот что пишет Вики про эффект Паули :
Эффект Паули - вошедшее в фольклор физиков шуточное утверждение, что присутствие некоторых людей (в особенности - некоторых физиков-теоретиков, как, например, самого нобелевского лауреата Вольфганга Паули) способно негативно влиять на ход экспериментов и работу точных приборов.
Один из наиболее ярких случаев проявления эффекта Паули, согласно легенде, был таков. Однажды в лаборатории Джеймса Франка в Гёттингене сложный экспериментальный прибор для изучения атомных явлений по совершенно необъяснимой причине вышел из строя. Франк написал о случившемся Паули в Цюрих. В ответ пришло письмо с датской маркой, в котором Паули писал, что он ездил проведать Нильса Бора, и во время загадочного происшествия в лаборатории Франка поезд, в котором ехал Паули, как раз совершал остановку в Гёттингене. (ПО крайней мере так написано в воспоминаниях Гамова).
Другой случай описывается таким образом. Однажды Паули решили разыграть, соединив настенные часы в зале, где он должен был читать лекцию, с входной дверью с помощью реле, чтобы при открытии двери часы остановились. Однако этого не произошло - когда Паули вошёл, неожиданно отказало реле.
Но почему "совесть"? дело в том, что мноие коллеги счтали Паули перфекционистом. Причем он не ограничивался только своими работами. Он не стеснялся комментировать работы коллег примерно так: «Это не только неправильно, это даже не дотягивает до ошибочного!».
«Он был известен как совесть физики двадцатого века», - вспоминал американский физик Абрахам Пайс, а Эренфест называл Паули «die Giessel Gottes», - «кара Господня».
Вольфганг Паули, Вернер Гейзенерг и Энрико Ферми
Анекдот-анектодот, но работали они, по сути все вместе, поправляя и дополняя друг друга.
1924 год: Паули вводит в квантовую механику новую степень свободы, чтобы устранить имевшуюся несостоятельность в интерпретации наблюдаемых молекулярных спектров. Эта степень свободы была в 1925 г. идентифицирована Г. Уленбеком и С. Гаудсмитом как спин электрона. При этом Паули формулирует свой принцип запрета, который, по-видимому, стал его главным вкладом в квантовую механику.
1926 год: Вскоре после опубликования Гейзенбергом матричного представления квантовой механики, Паули применяет эту теорию для описания наблюдаемого спектра водорода. Это служит значительным доводом для признания теории Гейзенберга.
1927 год: Паули вводит спиноры для описания спина электрона.
1930 год: Паули постулирует нейтрино. Он предполагает, что при бета-распаде нейтрона на протон и электрон законы сохранения энергии и импульса могут выполняться, только если при этом испускается ещё одна, до тех пор неизвестная частица. Так как в тот момент времени доказать существование этой частицы было невозможно, и Паули постулировал существование неизвестной частицы. Итальянский физик Энрико Ферми назвал позже эту частицу «нейтрончик»: нейтрино. Экспериментальное доказательство существования нейтрино появилось только в 1954 г.
А ещё я обнаружила совершенно неожиданный аспект деятельности великого физика.
Менее известная область его деятельности, которая пристально изучается только с 1990 г., возникла из сотрудничества с психологом Карлом Густавом Юнгом. Из их переписки, которую оба учёных вели с 1932 до 1958 г., становится ясным, что Паули принадлежит большая часть понятия синхроничности, которое ввёл К. Г. Юнг, и, кроме того, часть уточнения понятий коллективного бессознательного и архетипов, которые имеют первостепенное значение для работ Юнга.
Существенную часть этого диалога составляет и сегодня ещё не решённая психофизическая проблема, объединение коллективного психо с материей, глубинных корней внутреннего мира человека с внешним миром, что Юнг обозначал как unus mundus (единый мир) и Паули как психофизическую действительность единения.
Современное состояние анализа его записей показывает, что эти занятия Паули имели не только чисто академический интерес, а брали свои истоки из глубоколежащих собственных переживаний - экзистенциальных размышлений об архетипе «дух материи».
Источник