С появлением фотографии художники заспорили о ее месте в области «визуальных» изображений. Одни тут же воспользовались ее способностью «останавливать мгновение» и ввели в художественную практику работу по фотографии. Другие напрочь отрицали ее значение - особенно упорствовали в этом профессора Академии. Известно, что академик Ф. Бруни настолько отрицательно относился к модному изобретению, что вообще отказывался фотографироваться. Крамской был более «современен». Известно, что он подрабатывал ретушером у Деньера. В пору создания портретов писателей для Третьякова, он писал тех, кто уже умер, по фотографиям - самой известной его работой этого ряда является портрет Тараса Шевченко. Есть в его наследии и несколько так называемых монохромных картин, исполненных в близкой к фотографии стилистике. Но при этом в них бросается в глаза тонкость психологической характеристики, позволяющая открыть зрителю «внутреннего» человека. Тем самым мастер словно доказывал, что фотография вовсе не заменяет и не отменяет живописи, ибо ей остается недоступен глубинный пласт человеческой души. Одна из таких картин - «Портрет художника Федора Васильева» (1871). Крамской очень любил рано умершего Васильева. После его смерти он покаянно писал Репину: «Милый мальчик! Мы не вполне узнали, что он носил в себе...»
.
![](https://sun83-1.userapi.com/impf/xiPYt_tTPxD2skWonSmmnd3EwW-cRxt_bxv2gg/aoopHLFbOuE.jpg?size=432x604&quality=96&sign=478d47fa974957deec747bfaa6088b8b&c_uniq_tag=T2elNfUmEAI2wneaqc9nYcxWaT4PkP9dmgHoVRZpn5o&type=album)
![](https://sun83-1.userapi.com/impf/3jSpp4PZ7D_awle39YRFgj_ZwAUofvU4EX313w/8zjArZ-wynY.jpg?size=452x604&quality=96&sign=75f1adbe2d7e37d725ee5ea14d71bc40&c_uniq_tag=g4V_SOXCamKfnj-zogSHLHPXw0SR6TE2Z5_ucEwn0r8&type=album)
![](https://sun83-1.userapi.com/impf/cqj3sXfALsdkiEWtQGeI-zFg4DBGm_TW6oP5ZA/7s_ZRP8MyVg.jpg?size=440x604&quality=96&sign=723c22403320ef90f797a5e80dee159f&c_uniq_tag=Wej2x4mOwk6DryiMJLo7SVfLHgPkbCpWay1YrIsyF78&type=album)