«Монохромная живопись»

Jul 10, 2023 17:01

С появлением фотографии художники заспорили о ее месте в области «визуальных» изображений. Одни тут же воспользовались ее способностью «останавливать мгновение» и ввели в художественную практику работу по фотографии. Другие напрочь отрицали ее значение - особенно упорствовали в этом профессора Академии. Известно, что академик Ф. Бруни настолько отрицательно относился к модному изобретению, что вообще отказывался фотографироваться. Крамской был более «современен». Известно, что он подрабатывал ретушером у Деньера. В пору создания портретов писателей для Третьякова, он писал тех, кто уже умер, по фотографиям - самой известной его работой этого ряда является портрет Тараса Шевченко. Есть в его наследии и несколько так называемых монохромных картин, исполненных в близкой к фотографии стилистике. Но при этом в них бросается в глаза тонкость психологической характеристики, позволяющая открыть зрителю «внутреннего» человека. Тем самым мастер словно доказывал, что фотография вовсе не заменяет и не отменяет живописи, ибо ей остается недоступен глубинный пласт человеческой души. Одна из таких картин - «Портрет художника Федора Васильева» (1871). Крамской очень любил рано умершего Васильева. После его смерти он покаянно писал Репину: «Милый мальчик! Мы не вполне узнали, что он носил в себе...»
.



Previous post Next post
Up