Отправлено вам пользователем Максим через Google Reader: Академик
Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков» источник: И свет во
тьме светит, и тьма не объяла его, , дата: 26.09.09
Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу
пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим
характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги.
Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум
основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена
информацией - именно книга.
Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас
происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития
человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А
наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и
информационной среде жить от этих темпов отстаёт.
Мир переживает сейчас
очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране
довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии
тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в
мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще
найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны
ощущения.
Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом
поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно
стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача -
перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель
существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных
целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно
сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы
государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным
удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но
это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для
интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же
самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам,
то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в
открытие.
Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться
соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет
культуру? Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой
взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным
интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми
способами - воровством, насилием, обманом!»
Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не
сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет
лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы
можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В
эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните
уровень развития Афганистана и республик Средней Азии - разница
огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного
пространства.
Афганистан периода советского влияния
Афганистан периода англо-саксонского влияния
И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас - вновь их в это пространство
вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами
воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и
образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для
выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы
стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами
- они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные
деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии
они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев
привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем
взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство
франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В
Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но
на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской
культуры, а через неё - глобального английского влияния в мире. Так что
вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и
национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом
влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и
искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и
будущее страны.
Полностью