«Мастер и Маргарита», Воланд и текущая ситуация в современной культуре

Feb 01, 2025 16:15


Российская экранизация несчастного романа Михаила Булгакова, 2024 год, судя по всему, трагифарс.

В перерывах между странными телодвижениями, которые по какой-то причине называют жизнью, посмотрел фильм «Мастер и Маргарита» 2024 года. Смешанные чувства. В принципе три столпа хорошей экранизации этого романа, по моему глубокому убеждению, удались. На пять баллов оказались Воланд, Мастер и сиськи Маргариты. На последнем очень хочется остановиться подробнее, но тут лучше сто раз увидеть, чем один раз прочитать. Одно могу сказать: тыл у Юлии Снигирь подкачал, но он почти не участвует в сюжете и его показывают мало.

В общем, три главных элемента в экранизации на высоте. Инфернальный непонятный иностранец, который разламывает своим присутствием четкий порядок советского строя. И как бы понятно, что ломает даже не реальный человек, а некая мистическая функция иностранчества. Отдельное браво за то, что на роль Воланда взяли натурального немца. Все же нашим славянским лицам не хватает высокомерия. Нескладный мастер, который слишком интеллектуально отстраненный, чтобы торжественно лечь в стену творческой парадигмы. Его надо попросить. Сиськи, которым глубоко плевать на все эти условности и они тянуться к теплой мужской ладони… Но за границами всей это милоты начинается не менее инфернальный ужас.



Фильм про советскую цензуру сейчас вообще смотрится как-то даже недостаточно реалистично. Просто модераторам facebook на смех. На фоне происходящего вокруг торжества добра и правильного понимания мира… Я в целом, не будем по странам разбивать. У всех мордочка культуры отмены в пухе свободы слова. Но «Мастер и Маргарита» исключительно постсоветское проклятие, которое возвращается каждое десятилетие, как его не провожай. Не буду говорить, что это похороны очередной эпохи, но такой добротный венок на ее могилу. Сразу когда, к моему искреннему сожалению, отменили цензуру, так и пошли «Мастера» совместно с Воландом резать головы и правду матку.

Ведь не стоит даже обращать внимание на этот легкий антисоветский флер, который лезет на передний план. Все это про сейчас. И небоскребы из фантазий сталинских архитекторов, и ресторан, который выглядят как храм, и изгнание из него мастера (смотри отлучение от кормушки). И все исторически бредовые сцены - это просто нелепая попытка переделать прошлое под нынешнюю картинку. Но этот сценарный произвол и режиссерский беспредел совершенно не дает фильму ничего оздоровительного. Да, нынешний МиМ смотрительный, не хочется застрелиться еще в самом начале, но и после просмотра он оставляет только вопросы. От идеологических до чисто эмоциональных, вроде, на кой вообще переписали сюжет? Не нравится роман Булгакова, так и не ковыряй в нем.

И все потому, что над Мастером Булгакова нависает трагедия. И за всеми шутками кота Бегемота это явственно ощущаешь. А Мастер Локшина, это такой симпатичный и хитроватый эффективный менеджер какой-то арт-хаус-медиа-маркет-фудкорт-локации, отлученный от грантов безжалостной толпой более милых и хитрых коллег. И теперь он глушит шампанское в роскошном доме в центре города, рассказывая даме, как его никто не ценит. И любят только она. Просто обнять и плакать вместе с ними. И если у Булгакова таки сложно понять, кто действительно сошел с ума, и многие кочуют из одной шизофрении в другую, то у Локшина все четко и последовательно преподносится как таки самое настоящее скольжение в безумие.

На фоне всего этого безобразия остальное лично мне кажется уже совсем пустяком. Ну, свиту Воланда заставили играть после терапии электрошоком. Ну, сэкономили и бал самого дьявола провели на минималках. Ну, сократили историю Иешуа, сейчас с пророками и не такое бывает. Ну, слишком вторичны многие «находки»… Фух. Лень даже копаться во всем этом. Что там обещают Мастеру? Покой? Надеюсь, лет десять у него будет. До конца следующей эпохи.

смотрю, Булгаков, фильм, СССР

Previous post
Up