Британская экранизации американского романа о советской России, 2024 год. Фантасмагория, бред, клюквенное кафкианство.
Справа Мишка Миндич. Не перепутайте,
В последнее время, когда я пытаюсь смотреть что-то снятое в Британии из жанра «историческое где-то рядом», у меня по щекам катятся слезы. Иногда небинарные, иногда черно-белые, но чаще всего из клюквенного сока. Из недавнего например: подростковый сериал «Разбойница Нелл». Отличная клюквенная соковыжималка. Но должен сразу предупредить! «Джентльмен в Москве» не стандартная клюква. Это клюква в квадрате.
Сериал - редкий случай, когда я не скажу, что книга была лучше. Увы. Книга такая же лажа. Когда роман Амора Тоулза гремел в мире и у нас, я взял на себя смелость ознакомиться с ним. Понимал, что не ждет ничего хорошего, но поддался общей ажиотации. И не разочаровался, потому что в который раз оказался прав. Роман - сборник исторических нелепостей и глупостей.
Начинается все с того, что в 1922 году прокурор Вышинский А.Я., который в прокуратуре начал работать в 1923 году. Вместе с товарищами Игнатовым, Заковским и Косаревым, но не теми, что в истории, потому что инициалы не совпадают. Приговаривают графа Ростова к жизни в гостинице «Метрополь». Из милости, потому что в 1913 году он написал стих, который призывал к революции, по мнению товарищей, конечно. Почему из милости не сослали в Воронеж - экзистенциональная загадка. После чего Ростов выходит из Кремля. Логично, где же еще мог заседать суд большевиков. Идет по Красной площади. Видит там молодых большевичек возле ГУМа, который откроют в 1923 году. Потом мужика, который торгует черникой. На Красной площади, ага. Опять смешно. Потом… Потом все тем же потоком бреда.
Какое-то время мне даже казалось, что авто несерьезно. Он так шутит, издевается над англоязычными читателями. Особенно, после рецензий профессиональных западных критиков и читателей-миллениалов, которые умудрились все напутать. Вот взять Рона Чарльза из «Вашингтон Пост». 1962 года рождения, какие-то награды, в жюри Пулитцеровскую премию 2014 года… Он на полном серьезе пишет: «Красавец граф по имени Александр Ростов вызван в Чрезвычайный комитет НКВД по обвинению в написании контрреволюционного стихотворения». Хотя в книге написано совершенно другое. Но кого это волнует. Пожизненная жизнь в лучшей гостинице Москвы - это же такая жестокость с точки зрения западного «интеллектуала», что кровь в жилах превращается в русский холодец. Увы, по мере чтения, понял, что автор не шутит. Автор тоже «интеллектуал». Если будет позволено смешать понятия, то даже «мамкин интеллектуал».
Многие эти моменты создатели сериала бережно перенесли на экран. Другие по какое-то причине не стали трогать, так и оставили в книге. Зато добавили другие. Большевик-радикал с дредами и африканскими предками - намного интереснее какого-то глупого матроса Железняка. И экваториальные комсомолки тоже, понятное дело. В общем в духе классического британского кино 21 века. Там еще есть нюансы, но я просто не вижу смысла все выписывать. Подход уже понятен.
Актеры во главе с Юэн Макгрегором что-то пытаются вытянуть. Но лично меня почти все они раздражали. При всем желании Макгрегор никак не тянет на русского графа, даже на зараженного толстовством до состояния жижи. Он, конечно, старается изображать из себя благородного, но голубую кровь из него не нацедишь, это сразу видно. Мишка Миндич (на скрине) ведет себя еще более нелепо. Не из-за цвета кожи или прически. Поведение у него дурацкое. И революционер из него… Когда он толкал речь во втором эпизоде, больше казалось, что рекламирует легкие наркотики. В общем, даже Козловский был достовернее.
Теперь мое любимое слово. Сеттинг. Я понимаю, что британцы из-за своего высокомерия поленились почитать, что же такое начало двадцатых в СССР. Я даже не ждал чего-то этого. Но вот, Троцкий мне под ледоруб, совершенно не чувствуется, что в стране была революция, Гражданская война, разруха, голод, бедность, начинается НЭП. Никакой тебе коммунистической пропаганды и разгула бандитизма. Никаких тебя пьяных нэпманов и авангардных поэтов. Даже на спекулянтов поскупились, а женская мода не похожа на двадцатые. Времени не ощущается совсем. Советский «Метрополь» выглядит, как отель «Гранд Будапешт» какой-то.
Суммирую. Давно не смотрел такой дикий набор глупостей и фальши. Пока есть только две серии, но остальные смотреть не буду, ибо 0,5 из 10 мой антирекорд на сегодня.