Буквально в очереди супермаркета услышал рассуждения об абсурдности санкций. Народ споткнулся на вопросе, а что же такого страшного в бегстве брендов из России. С учетом того, что обсуждали это женщины, нежно прижимающие к себе по два килограмма гречки в руки, а объясняла девушка с одним телевизором в голове, выглядело это примерно так.
- Теперь фиг им, а не Карл Лагерфельд.
- А где он снимался?
- Это сыр, наверное. Дорогой.
Молодая только вздыхает и как бы грозит:
- Это весь мир с нами.
Читая ленту в соцсетях, понимаешь, что такие же вопросы путают и пострадавших. Более того, судя по серьезным публикациям и мелькающим новостям, запутались даже аналитики. Они почему-то упорно ищут в этом какой-то экономический смысл происходящего шухера. Типа лишить агрессора рабочих мест, тем самым спровоцировать хаос и беспорядки среди безработных. Я прямо так и представил, как продавцы «Виктории Сикрет» и «Шанель» шатают режим. В общим, получилась странная ситуация, когда попавшие под санкции не очень и понимают, как и где они должны страдать. Все дело в том, что брендопобег - не имеет никакого отношения к экономическим санкциям.
Злобные европейцы если и думали в тот момент об экономике, то исключительно рыдая над будущими потерями. Лупили они не по кошельку, а по нежной духовности. То есть это все были культурные санкции, как бегство Гарри Поттера и Бэтмена. Просто мы, в целом все на этой постсоветской возвышенности, еще недостаточно прониклись духом всей этой западной жизни. Нет-нет, не все, конечно. Читал про чудака, который на премьеру «Бэтмена-22» летал в Алма-Ату летал. Или в Караганду, не помню. Да и начиная с девяностых нас учили правильно произносить Moschino, чтобы не быть провинциальными дурочками. Но глубоко в поры в поры сознание это не проникло.
В «Американском психопате», в романе, есть момент, где Патрик Бейтман чуть ли не молится, перечисляя самые необходимые в его жизни бренды. Но книга вышла в 1991 году и тогда эта религия была распространена в основном среди яппи и обеспеченных поклонниц мира моды. Хотя можно вспомнить того же «Бэтмена» 1989 года, который просто взорвал западный мир культурным шлейфом, стадом фанатов и адептов. Фильмы и до этого понятное дело собирали, но такого помешательства как мрачное детище Бертона они не вызывали. Но это для примера.
Процесс вообще в тот период пошел по нарастающей. К нему подключился масскульт, спорт, бизнес. В результате каждый получил собственный молитвенник из брендов. Все группы и возраста, на любой кошелек, интеллект и психическое здоровье - свой список брендов. Некоторые вообще строили свой бизнес на фанатском поклонение. А Макдональдс вообще занимается воспитанием своих поклонников с детского сада. Впрочем, некоторые торговые марки существует вне каких-либо рамок. Думаю, фанатов сумочек Hermes побольше фанатов «Ливерпуля». И вот всего этого счастья и пытались лишить агрессора.