Зачем апостол Пётр отрекался от Христа?

May 02, 2013 22:18

     Когда речь заходит о троекратном отречении Петра от Христа в утро Страстной пятницы (Мф. 26: 69-75), обычно этот поступок объясняют малодушием апостола, нередко уточняя, что малодушие было "внезапным": как же, только что в Гефсиманском саду с мечом в руках пытался защитить Иисуса от воинов, а тут вдруг испугался. Некоторые (например, В.Б. Микушевич в книге "Явление Богочеловека") говорят о малодушии другого рода: не о трусости, а о столь же внезапном стыде, обуявшем Петра: ему, мол, стыдно было признаться в том, что он имеет какое-то отношение к человеку, которого судят как преступника. Но это объяснение выглядит весьма неубедительным, да и традиционное убеждает немногим больше.
    Характер Петра, кажется, ярче всего выразился в разговоре вечером накануне ареста, когда на слова Спасителя: "Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь" Пётр ответил : "Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь" (Мф. 26: 33). Это - ответ человека пылкого, резкого, даже дерзкого, а главное - страстно преданного Иисусу и оттого обиженного этим Его предсказанием. Трудно предположить, чтобы такой человек вдруг испугался пострадать за своего Учителя или тем более устыдился его.
    Об отречении Петра писали и пишут многие, но почему-то никто из тех авторов, которых я читал, не задаётся вопросом - зачем Пётр пришёл на двор первосвященника? У Матфея об этом сказано: "Чтобы видеть конец" (Мф. 26: 58). Марк и Лука никак не объясняют этот поступок: просто пришёл и всё. Иоанн указывает, что вместе с Петром был ещё один ученик Христа, но зачем они пришли, опять же не объясняет. Можно только гадать, однако, думаю, не будет большой натяжкой сказать, что Пётр, с его нравом, не собирался пассивно наблюдать за гибелью любимого Учителя. Скорее можно предположить, что он надеялся как-нибудь вызволить Его (как - он, наверное, и сам не знал, возможно, рассчитывал, когда Иисуса поведут к Пилату, где-нибудь в узком переулке напасть на стражу) и именно для этого и пришёл на двор первосвященника. А отрекался от Христа не потому, что боялся или стыдился, а для конспирации. Но Спаситель этого не одобрил - у Луки сказано: "И тотчас, когда ещё говорил он [Пётр], запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Пётр вспомнил слово Господа" (Лк. 22: 60-61), и со слезами ушёл прочь.
    Итак, не в том, я думаю, был соблазн Петра, что он испугался пострадать вместе с Христом или устыдился Его, а в том, что он взялся Его спасать, хотя Иисус только что в Гефсимании велел ему оставить это, сказав: "Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего и Он представит мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?" (Мф.26: 53-54), т.е. что Сын Божий должен умереть за людей. Пётр же не оставил свои попытки, более того, не добившись успеха силой, попытался действовать хитростью и обманом. Конечно, по-человечески его поведение совершенно понятно и достойно сочувствия, но по-божески это именно соблазн.  
Previous post
Up