Последние пару недель я постоянно думал о возможных сценариях развития событий, и явное решение никак не просматривалось. Массированное наступление на Донбассе вопреки ожиданиям (и обещаниям) так и не началось, отдельные попытки продвижения успеха не имели. Вполне реальным казался вариант использования ОМП по городам за линией фронта, но с учётом прекращения переговорного процесса это вряд ли привело бы к скорой капитуляции, при этом ответные действия крайне сложно просчитываются.
Попытка выйти из плоскости тоже не давала решения: балтийские страны трогать опасно - они входят в НАТО, а Приднестровье закрыто с одной стороны Украиной, а с другой - Молдавией, за которой Румыния (страна НАТО) и та же Украина. В качестве всегда возможной опции приходилось держать в уме вариант «Мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут».
И вот вчера начались какие-то постановочные происшествия в Тирасполе, а сегодня утром Майя [Санду, президент Республики Молдова - прим. ред.] созвала на экстренное заседание Совет безопасности страны. Я сначала не понял, к чему это; Кишинёв, конечно, считает территорию ПМР частью РМ, но в происходящее в непризнанном государстве никак не вмешивается. Но быстро дошло, что к чему, и пазл сложился.
На всякий случай проговорю довольно очевидные вводные: рассчитанная на несколько дней спецоперация длится уже третий месяц, и чем дальше, тем более явно просматривается военное поражение. Тем временем, приближается сакральная дата - День победы, и ситуация требует проведения парада не только в Москве. Да и народ хочет каких-то осязаемых достижений. Следовательно, требуется событие, которое можно преподать как победу, в идеале - с подчинением новой территории.
При таких условиях установление (про)российской власти в Кишинёве идеально решает стоящие задачи. Закрывается тридцатилетняя проблема «угнетения наших» в Приднестровье, сама Молдова меняет курс с европейского (и румыноязычного) на российский (и русскоязычный), появляется ещё один плацдарм у границ Украины, с запада. При этом не создаётся повода для военного вмешательства НАТО.
Почему Кишинёв, а не Тирасполь? Во-первых, сугубо логистически: ПМР как военный плацдарм никуда не годится: территория маленькая и узкая, аэропорт, кажется, единственный и легко досягаем для обстрела из Украины - разбомбить ВПП труда не составит. Во-вторых, даже прямое присоединение ПМР к России не будет большим успехом: республика сама давно и последовательно просится в состав РФ. Это не было бы какой-то победой - как не стало ею признание в феврале «народных республик» востока Украины. Нужен «враг», который должен быть повержен.
Как всё может происходить тактически, я готов лишь предполагать. Скорее всего, можно ожидать десанта на молдавские аэродромы, их захват и высадку военной техники и Росгвардии. Если юг Одесской области хорошо закрыт ПВО, то вероятна высадка морской пехоты для её подавления и наземный рывок к аэропортам Чадыр-Лунги и Кагула для поддержки десанта. Если коротко, то всё тот же сценарий захвата Киева, но уже более успешный.
С точки зрения происходящего в стране всё будет напоминать скорее Крым, чем Киев. А точнее даже Минск. Будет небольшое ядро яростного сопротивления, составленного, в основном, из образованной молодёжи, которая давно могла уехать в Европу, но решила связать свою будущее с родиной. Будет очень много недовольных, которые разбегутся при наличии малейшей угрозы их жизни. И если нужно будет провести первого или седьмого мая референдум, он будет проведён.
Этот сценарий кажется весьма вероятным, во всяком случае, наиболее вероятным из всех. Я предполагаю начало операции по захвату Кишинёва уже на этой неделе, иначе времени не хватит. Выглядит авантюрно, но надо понимать, что хороших для главкома РФ вариантов развития событий сейчас нет вообще.