Грузия. Дороги

Nov 17, 2015 09:38



Фотографии будут потом, сейчас нет времени заниматься ими как следует, так что напишу о дорогах. После Кахетии и Тбилиси ощущения остались противоречивые, и я ждал поездки по трассе E60 до Кутаиси, чтобы познакомиться с дорогами Грузии с заведомо лучшей стороны. Съездив в Кутаиси и назад, я ставлю им твёрдый «неуд».

Поначалу всё было отлично: две полосы в каждом направлении, бетонный отбойник, прекрасное освещение. Потом начались регулярные 70-50-30 с сужением до одной вихляющей полосы в объезд очередного ремонта. Потом освещение пропало, дорога превратилась в обычную двухполоску с постоянными запретами обгона. Временами колёса попадали в огромные лужи, и казалось, что машина готова взлететь: с профилем полотна явно недоработали. В целом эта часть ничем не лучше региональных дорожек.
А на обратном пути получите: участок дороги закрыт, все направляются в объезд по извилистой грунтовке с ямами, заполненными грязью. Видео тут. Вместо минуты езды по скоростной трассе - сорок минут тряски по колдобинам где-то вокруг Тержолы, срыв планов и испорченное настроение. В общем, если будете планировать автомобильное путешествие по Грузии, исходите из того, что дорог там нет, а все расчёты времени на всякий случай умножайте на два.
Я вижу три варианта автопоездок по этой стране. Либо наплевать на знаки и разметки, а заодно на безопасность собственную и окружающих (прежде всего, пешеходов), и ездить бысто. Либо делегировать это местному водителю, заодно переложив на него все проблемы со штрафами и возможными инцидентами. Либо ездить, абсолютно никуда не спеша, рассчитывая на среднюю скорость не выше 40 км/ч.
Последовательность знаков 70-50-30 характерна не только для ремонта дороги - они обрамляют почти любой пешеходный переход у школ и не только, сопровождаемые обычно знаком «Неровная дорога» и «лежачим полицейским». Неровность (если она не демонтирована полностью или частично) можно проходить и на сорока, если вам не жалко подвеску, но местные джигиты предпочитают оттормаживаться до 5-10 км/ч. Ограничения в 40-50 км/ч ставятся на извилистые участки, которых в силу особенностей рельефа немало, а в населённых пунктах действует лимит 50 км/ч. Дорога от Сигнахи до Телави, к слову, - сплошное чередование ограничений в 50 и 30: один населённый пункт кончается - сразу начинается другой, и в каждом полно важных пешеходных переходов.
Разметка где-то есть, где-то она даже выполнена светоотражающим материалом, а где-то её нет совсем, и тогда при свете фар встречных машин задача удержаться на своей полосе становится очень непростой. По краям может быть хорошая обочина, может быть плохая, могут оказаться кусты или дома, а может и противоливневый канал. В какой-то момент покрытие может полностью исчезнуть, как по дороге на Ахалцихе, и тогда придётся трястись на грунтовке без разметки и надеяться, что колесо не попадёт в случайную яму.
Про движение особо добавить нечего. Тут никто не носится на ста пятидесяти, но проехать на 80-90 по участку, где ограничение 50, а то и 30, - это запросто. Знак «Обгон запрещён» и сплошная полоса игнорируются полностью, как и разрешения на поворот из той или иной полосы: могут и из крайней левой поехать прямо и из второй уйти налево. Полосы? придерживаться не принято: если их две, то водители предпочитают ехать посередине, ведь справа возможны запаркованные машины и выставленные на дорогу мусорные баки, а левую будут использовать встречные для обгона. И если между двумя полосами можно втиснуться, это непременно кто-то сделает.
Пешеходов не пропускают даже на переходах в населённых пунктах, но они и не спешат пользоваться своим правом прохода. Зато норовят перейти дорогу там, где перехода нет.
В городах полно стихийных парковщиков. Дядечки в возрасте надевают яркий жилет, берут в руки обмотанную изолентой палку и начинают «помогать» выезжать с диагональной парковки на дорогу. Естественно, требуют денег за свои услуги. В Мцхете на парковке местный контролёр уверял, что она бесплатна, хотя надпись на грузинском с упоминанием одного лари была хорошо видна. Естественно, при выезде пришёл требовать денег. Врал, видимо, для того, чтобы не уехали в город парковаться бесплатно.
Ещё одна особенность местных дорог - надписи на указателях. Встречается вам коричный или синий знак с надписью про достопримечательность или населённый пункт, указатель направо или налево и примечание «50 метров». Или 150. Вы радуетесь, а потом видите ещё один такой же знак, а там уже 2 или 22 километра. А предыдущий был про поворот. Достопримечательности неплохо сопровождаются указателями на больших дорогах, но стоит свернуть на дорожку помельче, и они пропадают - ориентируйтесь как умеете.

Грузия 2015, Грузия, путешествия, видео

Previous post Next post
Up